О результатах экспертизы проекта Закона Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

Заключение Счетной палаты Республики Тыва на проект Закона Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законами Республики Тыва от 25.07.2011 № 783 ВХ-1 «О Счетной палате Республики Тыва», от 02.11.2010 № 39 ВХ-1 «О бюджетном процессе в Республике Тыва», п. 1.20 плана работы Счетной палаты Республики Тыва на 2024 год.

Законопроект одобрен и внесен в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва постановлением Правительства Республики Тыва от 02.10.2024 № 474 «О проекте закона Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

По результатам экспертизы проекта закона установлено следующее.

Изменения, вносимые в Закон Республики Тыва от 18.12.2023 № 1003-ЗРТ «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», обусловлены необходимостью увеличения плановых назначений по доходам и расходам.

Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 2024 год на 56,9 млн. рублей или на 0,5 %, расходов бюджета на 56,6 млн. рублей или на 0,5 %.

Доходы. Увеличение объема доходов бюджета ТФОМС Республики Тыва на 2024 год предусмотрено за счет следующих источников дохода:

  1. Налоговые и неналоговые доходы проектом закона предлагается утвердить на сумму 46,4 млн. рублей, с ростом на 1,3 млн. рублей или на 2,8 % от утвержденных показателей. Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов составляет 0,4 %.

Увеличение налоговых и неналоговых доходов предусматривается за счет увеличения иных штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед ТФОМС на 82,4 % от утвержденных показателей и составит на сумму 2,8 млн. рублей и направляются на финансирование территориальной программы ОМС.

2. Общая сумма безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации увеличивается на 55,6 млн. рублей, в том числе:

— 29,9 млн. рублей поступили из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на софинансирование расходов медицинских организаций Республики Тыва за 7 месяцев 2024 года на оплату труда врачей, среднего медицинского персонала;

— 25,7 млн. рублей — прочие межбюджетные трансферты из других ТФОМС за лечение иногородних из других субъектов Российской Федерации в медицинских организациях Республики Тыва.

В соответствии с ч. 5 ст. 242 БК РФ осуществлен возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет, по межтерриториальным расчетам в бюджет ФФОМС на сумму 14,6 тыс. рублей.

Общая сумма безвозмездных поступлений с учетом возвратов составит 10 478,8 млн. рублей, их доля в общей сумме доходов составляет 99,6 %.

Расходы. Увеличение расходов бюджета ТФОМС Республики Тыва на 2024 год на 56,9 млн. рублей или на 0,5 %, в том числе:

1) сокращение предусмотренных расходов на финансовое обеспечение медицинских организаций в рамках ОМС на сумму 71,6 млн. рублей или на 0,7 %;

2) увеличение расходов на возмещение другим территориальным фондам обязательного медицинского страхования затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным в Республике Тыва, за пределами территории Республики Тыва – на 71,6 млн. рублей или на 31,7 % (по фактическому исполнению за 7 месяцев 2024 года);

3) увеличение расходов на оплату медицинской помощи, оказанной в предыдущем году, из средств, возвращенных из бюджета ФФОМС остатка субвенций, потребность в котором в соответствии с действующим законодательством будет подтверждена уведомлением по расчетам между бюджетами – на 0,1 тыс. рублей;

4) увеличение расходов на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования – на 29,9 млн. рублей или в 3,7 раза (за счет дополнительно выделенных средств ФФОМС, согласно поступивших заявок от медицинских организаций Республики Тыва за 7 месяцев 2024 года);

5) увеличение расходов на финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Республики Тыва лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации – на 25,7 млн. рублей или на 16,6 % (фактическое поступление от других ТФОМС за лечение иногородних в медицинских организациях Республики Тыва за 7 месяцев 2024 года);

6) увеличение расходов на выполнение территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которых являются штрафные санкции (неналоговые доходы) – на 1,3 млн. рублей или на 57,9 %.

Расходы на содержание ТФОМС:

Общая сумма расходов на содержание аппарата управления ТФОМС законопроектом не меняется и составляет 112,1 млн. рублей. В то же время предусмотрено увеличение фонда оплаты труда на 4,3 млн. рублей за счет сокращения других статей расходов.

Нормированный страховой запас.

Представленным законопроектом предлагается увеличить размер нормированного страхового запаса ТФОМС на 127,2 млн. рублей или на 28,1 % по сравнению с утвержденным размером на 2024 год (452,1 млн. рублей).

Нормированный страховой запас ТФОМС Республики Тыва включает направления расходования, предусмотренные статьей п. 3 ст. 26 Федерального закона № 326-ФЗ и приказом Федерального фонда ОМС от 29.12.2021 № 149н «Об установлении Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования».

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Тыва (далее – ТПГГ) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, включающая Территориальную программу ОМС, утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2023 № 953 (в редакции от 11.09.2024 № 452).

Утвержденная стоимость ТПГГ составляет 12 773,0 млн. рублей, что больше стоимости утвержденной ТПГГ 2023 года (11 044,3 млн. рублей) на 1 728,7 млн. рублей или на 15,6 %.

Доля средств ОМС составляет 79,6 %, доля средств бюджета Республики Тыва составляет 20,4 %.

Счетной палатой Республики Тыва установлено, что в Законе Республики Тыва от 15.12.2023 № 1002-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2024 год утверждены 3 735,2 млн. рублей на 203 925 человек. Отклонение от утвержденной ТПГГ в части республиканских средств составляет на сумму 1 125,5 млн. рублей.

В Законе о бюджете ТФОМС на 2024 год субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации утверждены на сумму 10 275,4 млн. рублей, отклонение составляет на сумму 112,1 млн. рублей (расходы на содержание аппарата управления ТФОМС).

Дефицит. Представленным законопроектом изменения в предельный объем дефицита не предусматриваются. Предельный объем дефицита утвержден в размере 404,0 млн. рублей за счет остатков на счете по учету средств на начало 2024 года.