Проектом постановления вносятся изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Тыва от 16.06.2023 № 404 «Об утверждении региональной программы по ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Тыва до 2030 года» (далее — постановление ПРТ № 404, программа). С даты принятия постановления ПРТ № 404 по текущее время в программу изменения не вносились. Период реализации программы составляет с 2023 по 2030 годы.
Согласно паспорту программы, утвержденному постановлением ПРТ № 404, ответственным исполнителем определено Министерство образования Республики Тыва, кроме того соисполнителями программы являются Министерство строительства Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ», органы местного самоуправления муниципальных образований.
Проект постановления Минобразования РТ направлен в Счетную палату без приложения пояснительной записки к нему. Главным основанием разработки и утверждения программы является поручение Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30.03.2023 № ММ-П8-4467.
Ожидаемым результатом реализации программы является ликвидация накопившейся задолженности путем обеспечения жилыми помещениями 4510 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, из них: в 2023 году – 242 человека; в 2024 году – 608 человек; с 2025 по 2030 годы — 610 человек ежегодно.
Таким образом, по результатам проведенной экспертизы программы установлено следующее.
Программа разработана и утверждена в рамках реализации основного мероприятия под номером 4.3. «Ведомственный проект «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — мероприятие № 4.3.) подпрограммы 4 «Социальная защита семьи и детей в Республике Тыва» государственной программы Республики Тыва «Социальная поддержка граждан в Республике Тыва», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 09.11.2023 № 825 (далее — госпрограмма № 825).
Проектом постановления объемы бюджетных ассигнований программы за период ее реализации сокращаются на 1 940 732,91 тыс. рублей, в том числе:
— по федеральному бюджету уменьшение бюджетных ассигнований составляет на 1 994 467,57 тыс. рублей или на 10,9 %;
— по республиканскому бюджету объемы бюджетных ассигнований увеличиваются на 53 734,66 тыс. рублей или на 9,1 %.
Сравнительный анализ соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных проектом постановления, объемам бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Республики Тыва от 15.12.2022 № 887-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», Законом Республики Тыва от 15.12.2023 № 1002-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (в ред. от 18.10.2024), сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Тыва по состоянию на 01.10.2024 и паспортом госпрограммы № 825 показал, что имеются отклонения между проектом постановления и Законами о бюджете на 2023 и на 2024 годы. Таким образом, ответственным исполнителям программы и мероприятия № 4.3. госпрограммы № 825 необходимо объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные их паспортами, привести в соответствие Закону о бюджете на 2023 год и Закону о бюджете на 2024 год.
Следует отметить, что согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22.12.2023 № 069-09-024-312 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, составляет 305 202,93 тыс. рублей, из них: доля федерального бюджета – 302 150,9 тыс. рублей; доля республиканского бюджета – 3 050,03 тыс. рублей. Таким образом, в отношении программы и госпрограммы № 825 требуется нормативное и фактическое разграничение функций и задач ответственных исполнителей, реализуемых мероприятий и подмероприятий программ с целью недопущения дублирований и корректного учета, отчетности и мониторинга хода реализации программ.
По состоянию на 17.10.2024 кассовое исполнение программы составляет 70 % или 313 126,1 тыс. рублей при плане 447 507,1 тыс. рублей, в том числе: по федеральному бюджету кассовое исполнение составляет 74,7 % или 228 089,2 тыс. рублей при плане 305 202,9 тыс. рублей; по республиканскому бюджету – 59,8 % или 85 036,9 тыс. рублей при плане 142 304,2 тыс. рублей.
Анализ целевых показателей показал, что из 2-х целевых показателей, утвержденных паспортом, первый показатель корректируется в наименовании, второй показатель исключается. Проектом постановления вводятся новые 3 целевые показатели. Таким образом, в рамках реализации программы запланировано достижение 4-х целевых показателей.
Анализ уровня исполнения целевых показателей по итогам 9 месяцев 2024 года по двум целевым показателям утвержденной программы уровень их достижения составляет 20,4 %.
Таким образом, по результатам экспертизы проекта постановления установлены следующие недостатки и нарушения:
- В нарушение п. 2 Правил № 472 по состоянию на 22.10.2024 проект постановления не размещен на официальном сайте Минобразования РТ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – https://monrt.rtyva.ru (О Министерстве – Документы – Нормативные правовые акты – Региональные – Общественные обсуждения (Проекты нормативных правовых актов));
- Имеются отклонения между проектом постановления и Законами о бюджете на 2023 и на 2024 годы. Таким образом, ответственным исполнителям программы и мероприятия № 4.3. госпрограммы № 825 необходимо объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные их паспортами, привести в соответствие Закону о бюджете на 2023 год и Закону о бюджете на 2024 год;
- В отношении программы и госпрограммы № 825 требуется нормативное и фактическое разграничение функций и задач ответственных исполнителей, реализуемых мероприятий и подмероприятий программ с целью недопущения дублирований и корректного учета, отчетности и мониторинга хода реализации программ;
- Действующие и вновь вводимые наименования и перечень целевых показателей программы, в том числе их единицы измерения, не соответствуют наименованиям и перечню целевых показателей, предусмотренных Соглашением и госпрограммой № 825.