О результатах контрольного мероприятия «Аудит исполнения полномочий главными администраторами неналоговых доходов республиканского бюджета, являющимися органами государственной власти Республики Тыва, за 2022 год»

По результатам проведенного контрольного мероприятия установлено следующее.

   Законом Республики Тыва от 13.12.2021 № 787-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в первоначальной редакции неналоговые доходы республиканского бюджета утверждены на общую сумму 269 505,0 тыс. рублей. С учетом уточнений от 26.12.2022 неналоговые доходы на 2022 год утверждены в сумме 689 515,8 тыс. рублей. Объем поступивших неналоговых доходов за 2022 год составил 583 668,2 тыс. рублей или 84,6 % от плановых назначений.

Годовые плановые назначения исполнены по следующим доходам:

-платежи при пользовании природными ресурсами на 59 205,7 тыс. рублей или 102,4 %;

-штрафы, санкции, возмещение ущерба на 264 479,7 тыс. рублей или 106,8 %.

-доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 4 734,1 тыс. рублей или 100,0 %.

   Низкое достижение плана поступлений неналоговых доходов отмечается по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (55,2 %), в том числе по доходам от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете (54,3 %), доходам, получаемым в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества (76,8 %).

Рост доходов по сравнению с 2021 годом наблюдается:

— по доходам от использования имущества, находящегося в собственности Республики Тыва – на 5 549,3 тыс. рублей (+4,3 %) за счет увеличения доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете – на 30 550,7 тыс. рублей (+31,6 %) и платежам от государственных и муниципальных унитарных предприятий – на 921,9 тыс. рублей (в 12,3 раза, поступила задолженность за 2021 год). По остальным доходам от использования имущества отмечается отрицательная динамика;

— по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – на 88 533,1 тыс. рублей (в 3,0 раза). В 2022 году поступил и учтен разовый платеж РКП «ТуваАвиа» от реализации воздушного судна на сумму 64 600,0 тыс. рублей и возврат гранта в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сумме 20 496,3 тыс. рублей;

— по административным платежам и сборам – на 46,3 тыс. рублей (+6,6 %);

— по штрафам, санкциям, возмещению ущерба – на 95 693,8 тыс. рублей (в 1,6 раза).

Отмечается снижение доходов:

— по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Тыва, — на 25 456,9 тыс. рублей (в 41,9 раза).

— по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны – на 261,6 тыс. рублей (в 2,2 раза).

— по доходам, получаемым в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества – на 294,9 тыс. рублей (-6,6 %);

— по платежам при пользовании природными ресурсами – на 1 645,3 тыс. рублей (- 2,7 %), в том числе по плате за негативное воздействие на окружающую среду – на 219,8 тыс. рублей (-0,5 %), платежам при пользовании недрами – на 1 920,6 тыс. рублей (- 34,4 %) при увеличении платы за использование лесов на 495,1 тыс. рублей. Плановые назначения по плате за негативное воздействие на окружающую среду уточнены в соответствии с предложением, направленным Росприроднадзора РТ как главным администратором доходного источника.

— по доходам от продажи материальных и нематериальных активов – на 15 637,5 тыс. рублей (в 4,3 раза).

  Анализом соответствия нормативно-правовых актов республики нормам бюджетного законодательства установлено следующее.

     В нарушение п. 1 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядком осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Республики Тыва и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2009 № 396 не предусмотрены полномочия главных администраторов доходов:

— представление для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведений о закрепленных за ним источниках доходов;

— утверждение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.

     В нарушение п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядком осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти Республики Тыва и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2009 № 396 не предусмотрены полномочия администраторов доходов:

— предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах  в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

   Распоряжением Правительства Республики Тыва от 01.11.2021 № 487-р утвержден перечень главных администраторов доходов республиканского бюджета. Указанный перечень соответствует требованиям к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 1569 «Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета».

     Кроме того, по отдельным главным администраторам доходов имеются нарушения требований п. 10 Порядка составления проекта республиканского бюджета Республики Тыва и проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период, п. 15 графика разработки проекта закона Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва и проекта закона Республики Тыва о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 08.07.2016 № 303, в части непредставления прогнозных данных, представление прогнозных данных с нарушением установленных сроков.

  Анализ локальных правовых актов главных администраторов доходов бюджета, регламентирующих администрирование неналоговых доходов показал, что в нарушение п. 3 Общих требований к методике методики прогнозирования доходов определенных министерств и ведомств не содержат методы и описания расчетов по некоторым доходам.

     Имеют место случаи, когда применяются иные методы определения доходов, которые не соответствуют Общим требованиям к методике; методики прогнозирования не предусматривают расчета прогноза поступлений тех или иных видов доходов; при утвержденных методиках прогнозирования доходов расчеты поступления доходов отсутствуют или утвержденные методики не используются.

   Проверкой установлено, что в нарушение соглашения присоединения (регламента взаимодействия) отдельными заказчиками информация (сканы первичных документов, справки) по начислению административных штрафов за 2022 год представлялись исполнителю не в полном объеме или отсутствует взаимодействие участников процесса администрирования неналоговых доходов.

   На момент проверки положения о структурных подразделениях отдельных министерств (ведомств) не приведены в соответствие с соглашением присоединения к регламенту взаимодействия с ГКУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия Республики Тыва».

Указанные факты являются основными причинами выявления нарушений.

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой направлены главным администраторам доходов бюджета 19 представлений для принятия мер к устранению выявленных нарушений.