(Заключение рассмотрено на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 27.05.2014 г. № 8)
Проверкой наличия муниципальных правовых актов по вопросам регламентации бюджетного процесса и бюджетного устройства и их соответствие законодательству Российской Федерации и Республики Тыва установлено, что не разработаны: Порядок составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального образования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования, осуществления контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования и Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета не разработан.
В нарушение ч.5 п.18 Положения о бюджетном процессе Монгун-Тайгинского кожууна администрацией Монгун-Тайгинского кожууна не рассмотрен уточненный прогноз социально-экономического развития на 2013 год и параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, перспективный финансовый план.
В кожууне разработана и реализуется Комплексная программа социально-экономического развития Монгун-Тайгинского кожууна до 2015 года, одобренная постановлением Коллегии администрации Монгун-Тайгинского кожууна от 22.11.2010 г. № 106, утвержденная решением Хурала представителей Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва от 23.11.2010 г. № 7.
Постановлением администрации Монгун-Тайгинского кожууна от 20.02.2013 г. № 60 утвержден детальный план мероприятий по улучшению социально-экономического развития Монгун-Тайгинского кожууна в разрезе отраслей экономики на 2013 год. Анализ детального плана показал, что часть мероприятий детального плана не выполнены, К невыполненным мероприятиям относятся: строительство убойного цеха ГУП «Моген-Бурен», приобретение дизель-генератора для с. Мугур-Аксы (2000,0 тыс. рублей), строительство ЛЭП в селах Мугур-Аксы, Кызыл-Хая, подготовка ПСД на строительство школы на 400 мест с. Кызыл-Хая, капитальный ремонт МБДОУ детсад № 2 «Чечек» с. Мугур-Аксы, строительство мостового перехода через р. Барлык с. Тоолайлыг, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, ремонт водозаборной скважины м. Даг-Бажы, ремонт мостов через р. Моген-Бурен в местечках Теректиг, Кужур, не обеспечено финансирование на поддержку развития малого и среднего предпринимательства в сумоне Моген-Буренский.
Итоги выполнения Комплексной программы социально-экономического развития Монгун-Тайгинского кожууна за 2013 год рассмотрены и приняты постановлением Администрации Монгун-Тайгинского кожууна от 05.04.2014 г. № 175. Анализ программы социально-экономического развития Монгун-Тайгинского кожууна за 2013 год, параметров прогноза социально-экономического развития муниципального образования, отчетных данных о социально-экономическом развитии муниципального образования показал, что основные показатели, запланированные на 2013 год, в основном выполнены. Администрацией утвержден план мероприятий по снижению негативных показателей по итогам 2013 года. Основным сдерживающим фактором социально-экономического развития кожууна, оттока населения является недостаточность и нестабильность электроснабжения, высокая себестоимость выработки электроэнергии (26 рублей за 1 кВт.ч.)
Кожуунный бюджет в 2013 году исполнен по доходам в размере 354 990,2 тыс. рублей или 99,9 процента от утвержденного решением Хурала представителей годовых назначений, по расходам в размере 355 700,7 тыс. рублей от плановых назначений. Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 710,7 тыс. рублей. Размер дефицита не превышает 5 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, республиканского бюджета, установленного п.7 Положения о бюджетном процессе Монгун-Тайгинского кожууна.
В ходе проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2013 год, проведен анализ исполнения кожуунного бюджета Монгун-Тайгинского кожууна за 2009 – 2013 годы. В результате анализа установлено, что в течение последних пяти лет отмечается увеличение доходной и расходной части кожуунного бюджета Монгун-Тайгинского кожууна. Так, в 2013 году по сравнению с 2009 годом доходы кожуунного бюджета выросли на 134,9 процента или на 90 453,0 тыс. рублей, в том числе собственные доходы – в 2,7 раза или 14 073,0 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 132,7 процента или 81 965,0 тыс. рублей. В структуре собственных доходов основной удельный вес занимает налог на доходы физических лиц, по которому увеличение составило 12 499,0 тыс. рублей.
Соответственно наблюдается рост расходов кожунного бюджета. В целом расходы выросли на 34,6 процента или на 91 531,0 тыс. рублей, в том числе социально-значимые расходы (заработная плата, начисления на зарплату, оплата коммунальных услуг, социальное обеспечение населения) – в 1,2 раза или на 43 693 тыс. рублей, первоочередные расходы (расходы на обслуживание муниципального долга, питание, медикаменты, капитальный, текущий ремонт) – на 126,5 процента или на 17 722,0 тыс. рублей, прочие расходы (капитальные вложения в основные фонды (КОСГУ 310), другие расходы за исключением 1,2 групп) – в 20,2 раза или на 30 115,0 тыс. рублей.
В соответствии со ст.16 Положения о бюджетном процессе, ст.185 БК РФ проект бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годы утвержден постановлением администрации Монгун-Тайгинского района от 12 ноября 2012 года № 499, письмо о направлении на рассмотрение и утверждение в Хурал представителей Монгун-Тайгинского района отсутствует.
В нарушение п. 4 статьи 192 Бюджетного Кодекса РФ в Положении о бюджетном процессе Монгун-Тайгинского района в составе материалов к проекту решения о местном бюджете отсутствуют реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению, прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества Монгун-Тайгинского кожууна на 2013 год, расчеты резервного фонда на 2013 год.
В нарушение п.34 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе Монгун-Тайгинского кожууна, утвержденного Решением Хурала представителей Монгун-Тайгинского кожууна от 19.10.2011г. № 88, отчет об исполнении кожуунного бюджета муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» за 12 месяцев 2013 года утвержден постановлением администрации Монгун-Тайгинского кожууна от 14.04.2014 г. Так же как и с проектом бюджета на 2013 год, в отсутствует письмо о направлении отчета об исполнении кожуунного бюджета за 2013 год в Хурал представителей для принятия и утверждения.
Исполнение кожуунного бюджета за 2013 год утверждено решением Хурала представителей Монгун-Тайгинского кожууна от 16 апреля 2014 года № 336. В нарушение ч.5 п.34 Положения о бюджетном процессе Монгун-Тайгинского кожууна в составе отчета об исполнении местного бюджета отсутствуют пояснительная записка, информация об исполнении муниципальных целевых программ, отчет о доходах, полученных от использования муниципального имущества. Бюджетные сметы бюджетополучателей кожууна утверждены на начало финансового года по первоначально доведенным объемам бюджетных ассигнований. При внесении изменений в бюджет в течение 2013 года уточненные бюджетные сметы не составлялись.
В ходе внешней проверки установлено расхождение отчета об исполнении кожуунного бюджета, утвержденного Решением Хурала представителей Монгун-Тайгинского кожууна от 16 апреля 2014 года № 336 и отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета Территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) на сумму 1 734,6 тыс. рублей. Так, по отчету об исполнении бюджета, утвержденного Решением Хурала представителей 1 734,6 тыс. рублей отнесено на иные межбюджетные трансферты, а в отчете (ф. 0503317) 1 734,6 тыс. рублей отнесено на субсидии (межбюджетные трансферты из Резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).
Проверкой наличия и соответствия всех форм бюджетной отчетности, предоставляемой в Финансовое Управление муниципального образования, статье 264.1 Бюджетного кодекса и Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (действующей на отчетный финансовый год) установлено, что в составе бюджетной отчетности Администрации Монгун-Тайгинского кожууна, Хурала представителей отсутствует пояснительная записка (ф. 0503160), в составе бюджетной отчетности Хурала представителей отсутствует отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
В нарушение п.103 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010г. № 191н (в ред. изм. от 26.10.2012г.) в балансе исполнения консолидированного бюджета Монгун-Тайгинского кожууне в строке 110 не учтены нефинансовые активы имущества казны (балансовая стоимость 010800000), где отражается стоимость объектов муниципальной собственности, составляющих местную казну Монгун-Тайгинского кожууна.
В нарушение п. 34 Положения о бюджетном процессе Монгун-Тайгинского кожууна в составе отчета об исполнении местного бюджета отсутствует отчет о доходах, полученных от использования муниципального имущества.
Проверкой выполнения условий Соглашения с Министерством финансов Республики Тыва о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» установлено, что из 21 пункта условий Соглашения, по которым представилась возможность провести оценку, 7 мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств не выполнены.
Анализ налогового потенциала Монгун-Тайгинского кожууна показал, что имеются недостатки при ведении учета и распоряжения муниципального имущества: прогнозный план приватизации муниципального имущества, программа приватизации муниципального имущества не разработаны и не утверждены, отсутствует отчет об управлении муниципальным имуществом. Учет начисленной арендной платы земельных участков и нежилых помещений с указанием наличия задолженностей на конец отчетного периода, а также работа по взысканию задолженности по арендной плате земельных участков и аренды имущества, находящихся в муниципальной собственности, Администрацией кожууна не ведется.
Решением Хурала представителей Монгун-Тайгинского кожууна от 21.09.2005г. № 133 утвержден реестр имущества, где закреплены только имущества недвижимости. Реестр объектов муниципальной собственности Монгун-Тайгинского района отсутствует.Реестр движимого имущества не утвержден.
В нарушение статьи 3 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Монгун-Тайгинского кожууна, утвержденного Решением Хурала представителей от 29.03.2007 г. № 30 учет местной казны в соответствующих реестрах объектов муниципальной собственности района не ведется. В связи отсутствием учета местной казны в балансе Финансового управления муниципального района не отражена стоимость имущества в казне муниципального района.
Решением Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 27.05.2014 г. № 8 Заключение направлено в Хурал представителей муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва».