Счетной палатой Республики Тыва подготовлено заключение на проект Закона Республики Тыва «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в соответствии со ст. 157 БК РФ, ст. 2, 16 Закона «О Счетной палате Республики Тыва», ст. 20 Закона «О бюджетном процессе в Республике Тыва».
По результатам проведенной финансово-экономической экспертизы законопроекта установлено следующее.
Содержание и структура законопроекта соответствуют требованиям ст. 184.1 БК РФ и ст. 16 Закона «О бюджетном процессе в Республике Тыва». Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, в целом, соответствуют требованиям ст. 184.2 БК РФ и ст. 17 Закона «О бюджетном процессе в Республике Тыва».
Одновременно с проектом бюджета предоставлен Прогноз СЭР Республики Тыва на 2023-2025 годы, разработанный в двух вариантах – базовом и консервативном. За основу бюджета принят базовый вариант.
На очередной финансовый год индекс физического объема валового регионального продукта Республики Тыва прогнозируется в размере 101,2 %, что выше показателя Российской Федерации на 2,0 процентных пункта. Выше общероссийских показателей прогнозируются индексы промышленного производства (100,8 % против 98,7 %), продукции сельского хозяйства (102,2 % против 101,6 %), потребительских цен (106,0 % против 105,5 %). По сравнению с показателями Прогноза СЭР Российской Федерации на 2023 год ниже ожидания отмечаются по динамике инвестиций в основной капитал, обороту розничной торговли, ФОТ и реальным располагаемым денежным доходам (что связано с более высоким ожидаемым уровнем инфляции).
В трехлетней перспективе в республике прогнозируется рост валового регионального продукта с 95,2 млрд. рублей до 111,5 млрд. рублей к 2025 году при индексе физического объема 2025 года к 2022 году 104,7 % и индексе-дефляторе 111,9 %.
Отмечается положительная динамика увеличения доли налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета с 14,7 % в 2021 году до 16,0 % на 2023 год.
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социальной и экономической сфер – 83,8 %.
По разделу «Национальная экономика» рост объема расходов отмечается по подразделу «Топливно-энергетический комплекс». По разделу «Образование» рост объемов бюджетных ассигнований связан с повышением оплаты труда и ростом тарифов на коммунальные услуги. Также предусмотрены расходы на строительства 9 общеобразовательных школ 5,7 млрд. рублей, капитальный ремонт – 0,5 млрд. рублей и создание центров выявления и поддержки одаренных детей.
По разделу «Физическая культура и спорт» рост расходов связан со строительством легкоатлетического манежа в городе Кызыл (231,6 млн. рублей) и строительством 2 спортивных залов ангарного типа (18,6 млн. рублей).
В 2023 году предусматривается финансирование 37 государственных программ Республики Тыва на сумму 52,3 млрд. рублей или 92,7 % от всей расходной части бюджета. По сравнению с 2022 годом в 2023 году количество государственных программ увеличилось на 2 программы: «Развитие туризма и гостеприимства на 2023-2028 годы» и «Развитие науки и инновационной деятельности в Республике Тыва».
Сравнение показателей представленного законопроекта на 2023 год с паспортами государственных программ показало необходимость внесения изменений в паспорта 36 из 37 программ в части объемов финансирования не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу закона о бюджете на 2023 год в соответствии с требованиями ст. 179 БК РФ и п. 44 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва. Также 21 государственная программа подлежит приведению в соответствие с законом о бюджете на 2022 год. При внесении изменений в государственные программы в части объемов финансирования на реализацию программных мероприятий необходимо уточнение значений целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации государственных программ, механизма реализации государственных программ и состава исполнителей.
Помимо этого, подлежат корректировке целевые показатели госпрограмм в соответствии с одобренным Прогнозом СЭР на 2023-2025 годы.
Дефицит республиканского бюджета на 2023 год соответствует ограничениям, определенным ст. 92.1 БК РФ.
На 2023-2025 годы прогнозируется увеличение государственного долга в целях покрытия дефицита бюджета. Предельный объем государственного долга Республики Тыва и расходы на его обслуживания соответствует ограничениям, установленным ст. 107, 111 БК РФ.
Представленным законопроектом предусматривается в 2023 году предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, Федеральному агентству морского и речного транспорта на реализацию отдельных мероприятий в области морского и речного транспорта, бюджету Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в совокупности на сумму 18,2 млрд. рублей.