О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2021 год и подготовка заключения на проект Закона Республики Тыва «Об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2021 год»

Исполнение республиканского бюджета за 2021 год по доходам составило 50,8 млрд. рублей, по расходам – 51,2 млрд. рублей или соответственно 99,4 % и 96,8 % от утвержденных законом бюджетных назначений. Республиканский бюджет исполнен с превышением расходов над доходами (то есть с дефицитом) в сумме 335,2 млн. рублей, или 19,3 % от планового показателя.
Поступление налоговых и неналоговых доходов за 2021 год составило 7,5 млрд. рублей или 102,8 % от годового назначения, в том числе налоговые доходы исполнены в объеме 7,1 млрд. рублей или на 102,1 %, неналоговые доходы – 422,4 млн. рублей или 115,4 % от годового назначения. В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают НДФЛ – 48,0 %, налоги на прибыль организаций – 17,5 %, акцизы – 17,3 %, налог на имущество организаций – 7,3 %, неналоговые доходы-6%, транспортный налог – 2,5 %.
По сравнению с уровнем 2020 года собственные доходы увеличились на 31,7 % или на 1,8 млрд. рублей. Рост собственных доходов обусловлен увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций от ООО «Лунсин», ООО «ТарданГолд», ПАО «Сбербанк», ООО «ЕвразХолдинг Финанс».
В тоже время увеличивается задолженность по налогам перед консолидированным бюджетом Российской Федерации на 42,0 % или на 328,1 млн. рублей, недоимки – на 209,9 млн. рублей.
Безвозмездные поступления в республиканский бюджет исполнены в объеме 43,3 млрд. рублей, что составляет 98,9 % от плана на год. По сравнению с 2020 годом безвозмездные поступления увеличились на 7,2 % или на 2,9 млрд. рублей. Доля финансовой помощи в структуре доходов республиканского бюджета составила 85,3 %.
По видам межбюджетных трансфертов исполнение безвозмездных поступлений составило:

  • дотации в сумме 22,7 млрд. рублей, с ростом к уровню 2020 года на 1,6 млрд. рублей или на 7,7 %;
  • субвенции на выполнение переданных полномочий в сумме 2,8 млрд. рублей, со снижением на 686,1 млн. рублей или на 19,4 %;
  • субсидии на софинансирование расходных обязательств в сумме 8,2 млрд. рублей, с ростом на 1,2 млрд. рублей или на 16,7 %;
  • иные межбюджетные трансферты в сумме 9,6 млрд. рублей, с ростом на 1,3 млрд. рублей или на 16 %;
  • безвозмездные поступления от Фонда реформирования ЖКХ исполнены в сумме 128,2 млн. рублей, со снижением на 25,3% или на 379,0 млн. рублей.

Расходы республиканского бюджета за 2021 год исполнены на 51,2 млрд. рублей или 96,4 % к объему расходов, предусмотренному сводной бюджетной росписью. Объем неисполненных бюджетных назначений составил 1,9 млрд. рублей или 3,6 %.
Ниже среднего показателя сложилось исполнение по 6 разделам из 14: «Общегосударственные вопросы» (92,3 %), «Национальная экономика» (95,4 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (83,1 %), «Здравоохранение» (93,6 %), «Средства массовой информации» (92,7 %), «Обслуживание государственного и муниципального долга» (70,9 %).
Основную долю в республиканском бюджете в 2021 году составили расходы по следующим разделам: «Социальная политика» – 25,6 %, «Образование» – 23,2 %, «Национальная экономика» – 22,4 %, «Здравоохранение» – 10,8 %, «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – 8,3 %. На указанные разделы бюджетной классификации расходов в 2021 году направлено 46,2 млрд. рублей или 90,3 % от общей суммы произведенных расходов (в 2020 году – 90,1 %, в 2019 году – 86,4 %, то есть отмечается увеличение доли указанных расходов).
В целом, исполнение расходов на реализацию государственных программ Республики Тыва за 2021 год составило 47,9 млрд. рублей или 96,7 % к плановым назначениям. Низкий уровень исполнения расходов (менее 90 %) отмечается по следующим программам:

  • «Развитие государственных языков Республики Тыва на 2021-2024 годы» – 75,0 %;
  • «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017 — 2021 годы» – 86,3 %;
  • «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014 — 2021 годы» – 67,1 %;
  • «Патриотическое воспитание граждан, проживающих в Республике Тыва, на 2019-2021 годы» – 80,4 %;
  • «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2019 — 2021 годы» – 58,9 %;
  • «Развитие государственной гражданской службы Республики Тыва и проектного управления на 2018-2022 годы» – 84,3 %;
  • «Повышение правовой культуры в Республике Тыва 2020¬2021 годы» — 86,9 %;
  • Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2021 годы – 64,2 %.

Ответственными исполнителями отмечаются следующие основные причины неисполнения государственных программ по бюджетным ассигнованиям:

  • недофинансирование, что подтверждается образовавшимися кредиторскими задолженностями;
  • невыполнение работ подрядными организациями, нарушение сроков выполнения работ;
  • экономия средств при проведении закупочных процедур;
  • невозможность реализации отдельных мероприятий в силу ограничений и мер, принятых для борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Согласно отчету Министерства экономического развития и промышленности Республики Тыва из 33 государственных программ по итогам реализации за 2021 год признаны эффективными 8 программ, 20 программ исполнены со средней эффективностью, низкоэффективны 3 госпрограммы и 1 программа признана неэффективной.
В нарушение п. 57 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014 № 259, представленный сводный отчет о ходе реализации государственных программ не содержит предложений о дальнейшей реализации государственных программ, продлении срока их реализации, приостановлении действия, досрочном прекращении, необходимости корректировки и повышении эффективности мероприятий государственной программы.
По результатам анализа отчета Минэкономразвития республики, а также проводимых финансово-экономических экспертиз государственных программ Счетная палата отмечает по отдельным программам неувязку поставленных целей, реализуемых мероприятий, финансовых вложений и целевых показателей в нарушение подп. «е», «и» п. 10, п. 12, подп. «б» п. 41 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва.
В нарушение ст. 179 БК РФ и п. 44 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва паспорта 9 государственных программ не приведены в соответствие с Законом о бюджете на 2021 год либо приведены в соответствие с нарушением установленного срока.
Непрограммная часть расходов бюджета исполнена на уровне 92,9 % или 3,3 млрд. рублей, что связано с низким освоением средств, предусмотренных на непрограммные направления в области национальной экономики (82,3 %), охраны окружающей среды и природопользования (85,9 %), образования (90,8 %), лесного хозяйства (92,8 %), по другим вопросам в области национальной экономики (86,1 %), по обеспечению деятельности органов госвласти (88,9 %), органов юстиции (90,4 %), на реализацию переданных полномочий Российской Федерации (91,6 %).
В части исполнения источников дефицита бюджета Счетная палата отмечает, что размер дефицита соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, дефицит бюджета составил 335,2 млрд. рублей или 19,3 % от планового показателя.
Не в полном объеме обеспечены кредиты кредитных организаций (получено на 332,3 млн. рублей меньше, чем запланировано). За счет деятельности по предоставлению и возврату бюджетных кредитов местным бюджетам Республики Тыва предполагалось покрыть расходы на сумму 14,8 млн. рублей, фактически в 2021 году общий объем предоставленных кредитов превысил объем возвращаемых по ним средств.
За счет изменения остатков средств на счете бюджета покрыто 70,0 млн. рублей при плане 1 034,8 млн. рублей. Неиспользованный остаток бюджетных средств на счете по состоянию на 01.01.2022 составил 964,8 млн. рублей.
Из общей суммы неиспользованного остатка средств республиканского бюджета Республики Тыва на собственные доходы приходится 214,2 млн. рублей, безвозмездные поступления от Фонда содействия реформированию ЖКХ на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 194,9 млн. рублей, средства Дорожного фонда – 424,3 млн. рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета и бюджета г. Москвы – 104,7 млн. рублей, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности – 25,0 млн. рублей, межбюджетные трансферты от Территориального фонда обязательного медицинского страхования – 1,7 млн. рублей.
Задолженность Республики Тыва по долговым обязательствам по состоянию на 01.01.2022 составила 2 476,1 млн. рублей, в том числе основной долг – 2 467,3 млн. рублей, проценты – 8,7 млн. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга, утвержденный Законом о бюджете, не превышен. Размер государственного долга и расходов на его обслуживание соответствуют ограничениям, установленным БК РФ.
Долговые обязательства Республики Тыва на 67,6 % состоят из бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета, 32,4 % — кредиты от кредитных организаций.
В течение 2021 года предоставлены кредиты бюджетам муниципальных образований на общую сумму 760,7 млн. рублей, возвращено 666,8 млн. рублей, один кредит реструктурирован. В доход республиканского бюджета поступили проценты от предоставления бюджетных кредитов внутри страны на общую сумму 477,5 тыс. рублей, пени – 134,7 тыс. рублей. Несмотря на проведенную реструктуризацию, задолженность муниципальных образований перед Республикой Тыва по состоянию на 01.01.2022 увеличилась и составила 143,0 млн. рублей, в том числе основной долг – почти 143,0 млн. рублей, проценты – 82,6 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 13 Закона о бюджете на 2021 год резервный фонд Правительства Республики Тыва предусматривался в размере 276,2 млн. рублей, кассовые расходы осуществлены на сумму 249,6 млн. рублей. Размер резервного фонда Правительства Республики Тыва не превышает предельное значение, установленное БК РФ. Средства резервного фонда были направлены на:

  • оказание разовой материальной помощи гражданам через Министерство труда и социальной политики Республики Тыва – 729,5 тыс. рублей;
  • проведение аварийно-восстановительных работ – 89,6 млн. рублей;
  • реализацию противоэпидемиологических мероприятий против новой коронавирусной инфекции – 113,5 млн. рублей, сибирской язвы – 5,5 млн. рублей;
  • возмещение недополученных доходов детским оздоровительным лагерям «Чагытай» и «Орленок» в рамках оказания финансовой поддержки отраслям, пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции – 2,8 млн. рублей;
  • предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ЧС – 37,6 млн. рублей.

Исполнение средств Дорожного фонда Республики Тыва по доходам с учетом остатка на 01.01.2021 составило 3,2 млрд. рублей или 100,9%, по расходам – 2,7 млрд. рублей или 86,7%. На конец 2021 года образовался остаток средств в размере 424,3 млн. рублей.
Средства Дорожного фонда Республики Тыва по расходам исполнены на 100 % по 3-м мероприятиям: реконструкция автомобильных дорог и сооружений на них (311,8 млн. рублей), предоставление иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам (239,1 млн. рублей), региональный проект «Дорожная сеть» (454 млн. рублей).
При наличии остатка средств Дорожного фонда на 01.01.2022 низкий уровень расходов отмечен по 3-м мероприятиям: обследование и диагностика автомобильных дорог и сооружений на них (1,5 млн. рублей или 19,2 %), проектно-изыскательские работы (8,2 млн. рублей или 28,2 %), реализация мероприятий, направленных на развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения (68,5. рублей или 57,1 %). Расходы на обследование и диагностику автомобильных дорог, проектно-изыскательские работы являются первоочередными, и низкое освоение средств на них в дальнейшем отразится на качестве работ.
Общий объем исполненных бюджетных инвестиций (за исключением средств Дорожного фонда) за 2021 год составил 3,4 млрд. рублей или 80,8% от планового показателя, в том числе: средства федерального бюджета – 2,5 млрд. рублей (77,9%), республиканского бюджета – 935,2 млн. рублей (89,8%).
Из 49 наименований объектов и мероприятий бюджетные инвестиции за 2021 год исполнены на 100 % по 21 объекту и мероприятию, высокий уровень (от 86,1 % до 99,9 %) отмечается по 14 объектам, низкий (от 25,7% до 76,6%) — по 12 объектам. Не исполнены утвержденные бюджетные инвестиции по 2-м объектам техподключения к инженерным сетям детского сада по ул. Дружбы г. Кызыла и ТИГПИ.
Общий объем неисполненных бюджетных инвестиций за 2021 год составил 804,5 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета 698,2 млн. рублей, республиканского бюджета – 106,3 млн. рублей. Наибольшая доля неисполненных бюджетных инвестиций относится к 5 объектам:

  • «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по Республике Тыва» — 224,4 млн. рублей;
  • «Строительство общеобразовательной школы на 825 мест в г. Кызыл (Бай-Хаакская)» — 205,3 млн. рублей;
  • «Модернизация первичного звена здравоохранения» — 87,8 млн. рублей;
  • «Завершение строительства общеобразовательной школы на 825 мест в г. Кызыл (ЛДО)» — 56,2 млн. рублей;
  • «Строительство и реконструкция объектов питьевого водоснабжения в г.Шагонар, с. Хову-Аксы» — 54,9 млн. рублей.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности по объектам капитальных вложений в Министерстве строительства Республики Тыва за 2020 и 2021 годы» установлено:
по состоянию на 01.01.2022 на балансе министерства числится 27 объектов незавершенного строительства с общим объемом вложений с начала реализации инвестиционных проектов – 6,6 млрд. рублей, из них 10 объектов, строительство которых ведется более 5 лет (общий объемом вложений в данные объекты составляет 4,0 млрд. рублей);
по расчетам с подрядными организациями по итогам исполнения бюджета за 2021 год дебиторская задолженность увеличилась на 48,2 млн. рублей и составила 1 508,8 млн. рублей, кредиторская задолженность сократилась на 22,6 млн. рублей до 47,3 млн. рублей. Наибольший объем дебиторской задолженности числится по объектам переселения из аварийного жилищного фонда – 365,9 млн. рублей, «Спортивно-культурному центру в пгт. Каа-Хем» — 260,6 млн. рублей, по созданию дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в дошкольных образовательных учреждениях – 199,4 млн. рублей, на обеспечение мероприятий по комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры строящихся объектов (домов) – 161,1 млн. рублей, по объекту «Станция переливания крови» — 123,0 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета в 2021 году предоставлены на сумму 22,2 млрд. рублей или 98,6 % от утвержденного росписью объема. Из общего объема межбюджетных трансфертов 20,4 млрд. рублей выделено бюджетам муниципальных образований Республики Тыва, 1,8 млрд. рублей – ТФОМС, 4,3 млн. рублей – ПФР, 3,3 млн. рублей — Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Низкое освоение средств (менее 90 %) отмечается по:

  • субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов за счет средств Дорожного фонда Республики Тыва – 354,9 млн. рублей или 66,1 %;
  • субсидии на реализацию мероприятий по строительству или приобретению жилья по договорам найма жилого помещения – 34,0 млн. рублей или 76,6 %;
  • субвенции на реализацию Закона Республики Тыва «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва» — 5,4 млн. рублей или 79,0 %;
  • иные межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций – 497,4 млн. рублей или 89,3 %.

Во исполнение возложенных полномочий Счетной палатой осуществлены внешние проверки: годового отчета республиканского бюджета, в т.ч. бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а также 3 муниципальных районов – Монгун-Тайгинского, Чаа-Хольского и Тере-Хольского кожуунов.
В результате внешних проверок годовой бюджетной отчетности 33 ГАБС по 29 ГАБС нарушения и недостатки не выявлены. В нарушение Закона о бюджетном процессе в Республике Тыва Государственным комитетом по охране объектов животного мира Республики Тыва годовая бюджетная отчетность представлена в Счетную палату с нарушением срока — 04.04.2022.
Не в полном объеме представлена отчетность Министерством строительства Республики Тыва.
Установлены факты искажения данных бюджетной отчетности, повлиявшие на ее достоверность, у 2 главных администраторов: Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, что указывает на недостоверность годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва как сводного (полученного путем консолидации) отчета за 2021 год.
По результатам внешних проверок годовых отчетов кожуунов установлено, что в нарушение инструкции о порядке составления и предоставления отчетности:

  • не в полном объеме представлена бюджетная отчетность Администрацией, Финансовым управлением Чаа-Хольского кожууна, главными администраторами бюджетных средств Тере-Хольского кожууна;
  • главными администраторами доходов местных бюджетов не заполняются разделы «Доходы бюджета» отчетов об исполнении бюджетов ф. 0503127;
  • финансовыми органами не организовано представление бюджетной отчетности главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, не являющихся получателями средств местного бюджета;
  • в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете», инструкции о порядке составления и предоставления отчетности выявлены факты неотражения и (или) искажения дебиторской и кредиторской задолженности в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) главных администраторов бюджетных средств Чаа-Хольского, Тере-Хольского и Монгун-Тайгинского кожуунов, что указывает на недостоверность «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503369) консолидированного бюджета Республики Тыва как сводного (полученного путем консолидации) отчета за 2021 год.