О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета Республики Тыва за 1 квартал 2022 года»

Согласно отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 1 квартал 2022 года бюджет исполнен по доходам в объеме 9,9 млрд. рублей или 19,3 % от годового плана, по расходам – 10,5 млрд. рублей или на 19,5 %, с дефицитом 567,4 млн. рублей. Фактическим источником покрытия дефицита республиканского бюджета являются операции по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов (заимствования средств учреждений) на сумму 1,8 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост доходной части на 20,8 %, расходной части — на 25,6 %.
Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета исполнены почти на 2 млрд. рублей или 23,8 % от утвержденных годовых назначений, безвозмездные поступления – 7,9 млрд. рублей или 18,5 % от плана.
Кассовый план по налоговым и неналоговым доходам на 1 квартал установлен в объеме 1,9 млрд. рублей и исполнен на уровне 101,7 %. Не исполнен кассовый план по государственной пошлине, доходам от сдачи в аренду имущества, платежам при пользовании недрами, административным платежам и сборам.
По данным УФНС по Республике Тыва по состоянию на 01.04.2022 отмечается рост совокупной задолженности по региональным налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям до 158,3 млн. рублей, из них недоимка – 120,2 млн. рублей.
Из общей суммы безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы поступило 7 893,8 млн. рублей, от Фонда содействия реформированию ЖКХ – 106,8 млн. рублей, доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 45,6 млн. рублей. Осуществлен возврат целевых средств прошлых лет на сумму 100,8 млн. рублей
Расходы бюджета имеют социальную направленность — 70,8 % от общей суммы расходов или 7,4 млрд. рублей направлены на образование, здравоохранение и социальную политику.
За отчетный период не осуществлялись расходы по подразделам «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам и договорам», «Миграционная политика», «Водное хозяйство», «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», «Коммунальное хозяйство», «Иные дотации», предусмотренные на общую сумму 1,4 млрд. рублей.
Очень низкий уровень исполнения (менее 15 %) отмечается по подразделам: «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности», «Топливно-энергетический комплекс», «Лесное хозяйство», «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», «Связь и информатика», «Жилищное хозяйство», «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства», «Молодежная политика».
За I квартал 2022 года обеспечено финансирование 23 государственных программ из 35 на общую сумму 9,5 млрд. рублей, что составляет 19,1 % от утвержденного объема.
За отчетный период отсутствует финансирование по 12 государственным программам Республики Тыва:

  • «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Тыва на 2021 — 2024 годы»,
  • «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Тыва соотечественников, проживающих за рубежом»,
  • «Развитие государственных языков Республики Тыва на 2021 — 2024 годы»,
  • «Развитие внешнеэкономической деятельности и туризма Республики Тыва на 2022 — 2025 годы»,
  • «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018 — 2026 годы»,
  • «Патриотическое воспитание граждан, проживающих в Республике Тыва, на 2022 — 2024 годы»,
  • «Доступная среда на 2021 — 2025 годы»,
  • «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2022 — 2024 годы»,
  • «Комплексное развитие сельских территорий»,
  • «Формирование современной городской среды на 2018 — 2024 годы»,
  • «Развитие промышленности и инвестиционной политики Республики Тыва на 2022 — 2024 годы»,
  • «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва на 2022 — 2024 годы».
    Низкий уровень освоения бюджетных средств (менее 10 %) отмечается по государственным программам:
  • «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014 — 2023 годы» — 1,6 %,
  • «Повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014 — 2025 годы» — 2,1 %,
  • «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2021 — 2025 годы» — 7,2 %,
  • «Развитие информационного общества и средств массовой информации в Республике Тыва на 2021 — 2025 годы» — 9,0 %,
  • «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 — 2025 годы» — 0,5 %,
  • «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 — 2025 годы» — 8,0 %,
  • «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Тыва на 2021 — 2023 годы» – 7,3 %,
  • «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Тыва на 2021 — 2023 годы» – 4,9 %,
  • «Повышение правовой культуры в Республике Тыва 2022 — 2024 годы – 1,1 %,
  • Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013 — 2022 годы – 3,0 %.

По результатам мониторинга реализации нацпроектов установлено, что всего в республике в 2022 году реализуется 45 региональных проектов в рамках 11 национальных проектов. Согласно Закону о бюджете на 2022 год на реализацию региональных проектов предусмотрено 10,6 млрд. рублей. Исполнение за 1 квартал 2022 года составило 1,5 млрд. рублей или 14,3 % по 3 национальным проектам из 11: «Здравоохранение», «Демография», «Культура».
В связи с отсутствием финансирования отмечается риск недостижения целевых показателей по региональным проектам «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», Системные меры по повышению производительности труда», «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровое государственное управление».
На 01.04.2022 общая сумма остатков средств на едином счете республиканского бюджета составила 1 898,3 млн. рублей, в том числе собственные доходы – 430,6 млн. рублей (с учетом заимствования средств учреждений), безвозмездные поступления от Фонда содействия реформированию ЖКХ на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 308,3 млн. рублей, средства Дорожного фонда – 531,2 млн. рублей, средства бюджетного кредита, полученного на реализацию инфраструктурных проектов – 503,9 млн. рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета – 98,4 млн. рублей, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности – 25 млн. рублей, межбюджетные трансферты от Территориального фонда обязательного медицинского страхования – 0,9 млн. рублей.
Согласно выписке из Долговой книги Республики Тыва за отчетный период задолженность республики увеличилась на 121,1 млн. рублей и составила 2 354,9 млн. рублей, в том числе основной долг – 2 171,2 млн. рублей, проценты – 183,7 млн. рублей. Объем государственного долга Республики Тыва составляет 26,5 % от утвержденного законом о бюджете на 2022 год общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений и не превышает предельного размера, установленного Бюджетным кодексом.
В части задолженности других бюджетов перед республиканским бюджетом: г. Кызылом частично погашена задолженность по кредиту на сумму 4,0 млн. рублей. Предоставление кредитов из республиканского бюджета не осуществлялось. В связи с чем, по состоянию на 01.04.2022 задолженность сократилась и составила 139,0 млн. рублей, в том числе основной долг – 138,9 млн. рублей, проценты – 82,5 тыс. рублей.
Исполнение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности составило 186,5 млн. рублей или 2,6 % от плановых назначений. За счет федеральных средств обеспечено 65,2 % от общего объема осуществленных бюджетных инвестиций, 34,8 % — из республиканского бюджета.
Из 51 утвержденных к финансированию объектов и мероприятий капитальных вложений исполнение отсутствует по 43 объектам и мероприятиям на общую сумму финансирования в 2022 году 5,9 млрд. рублей. По профинансированным 8 объектам и мероприятиям исполнение варьируется от 1,1 % до 54,4 %, что связано со сроками строительного сезона.
Общий объем предоставляемых межбюджетных трансфертов законом о бюджете на 2022 год предусмотрен в сумме 19,5 млрд. рублей, исполнение за отчетный период составило 5,2 млрд. рублей или 26,8 %, в том числе бюджету Пенсионного фонда на социальные выплаты безработным гражданам – 734,6 тыс. рублей, бюджету ТФОМС на финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 23,2 млн. рублей, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Республики Тыва – 5 189,6 млн. рублей. Субсидии Федеральному агентству морского и речного транспорта на реализацию отдельных мероприятий в области морского и речного транспорта по иным непрограммным мероприятиям в рамках реализации функций в области водного транспорта при плане 3,3 млн. рублей в течение отчетного периода не предоставлялись.
В целом не осуществлялось предоставление за 1 квартал 24 наименования межбюджетных трансфертов на общую сумму 1,2 млрд. рублей. Низкое исполнение (менее 15 %) отмечается по:

  • субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях – 13,0 %;
  • субсидии на приобретение котельно-печного топлива для казенных, бюджетных и автономных учреждений, расположенных в труднодоступных местностях с ограниченными сроками завоза грузов – 7,1 %;
  • субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий – 9,0 %.

Высокий уровень исполнения (более 50 %) отмечается по:

  • субвенции на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме – 56,1 %;
  • субсидии на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, тепловую энергию и водоснабжение, вырабатываемыми муниципальными организациями коммунального комплекса, понесенных в процессе выработки и (или) транспортировки энергоресурсов и воды, в том числе вследствие проведения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 61,6 %;
  • субсидии на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек – 85,7 %;
  • иным межбюджетным трансфертам на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура» – 87,5 %;
  • иным межбюджетным трансфертам из средств резервного фонда Правительства Республики Тыва – 99,9 %.
    В полном объеме предоставлены:
  • иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС в размере 23,2 млн. рублей;
  • субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров – 202,0 тыс. рублей Каа-Хемскому кожууну.

В целом межбюджетные трансферты по муниципальным районам (городским округам) доведены на уровне от 23,5 % (г. Кызыл) до 29,7 % (Чеди-Хольский кожуун) при среднем показателе 26,7 %.