О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности предоставления налоговых льгот за счет средств республиканского бюджета в 2019-2020 годах»

В соответствии с пунктом 1.12. Плана работы Счетной палаты Республики Тыва на 2021 г., утвержденного решением Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 18.12.2020 г. № 30, и распоряжением Председателя Счетной палаты Республики Тыва от 11.01.2021 г. № 02 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности предоставления налоговых льгот за счет средств республиканского бюджета в 2019-2020 годах» (далее – экспертно-аналитическое мероприятие). По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Нормативно-правовая база системы оценки налоговых льгот, преференций и иных освобождений Республики Тыва за отчетные периоды соответствует действующему налоговому и бюджетному законодательству Российской Федерации, в частности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 г. № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – постановление РФ № 796) на региональном уровне также принят соответствующий нормативно-правовой акт – постановление Правительства Республики Тыва от 13.12.2019 г. № 593 «Об утверждении правил формирования перечня-реестра налоговых расходов (льгот) Республики Тыва и оцени эффективности налоговых расходов (льгот) Республики Тыва» (далее – постановление РТ № 593).

В целях реализации положений постановления РТ № 593 уполномоченным органом по формированию перечня-реестра налоговых расходов (льгот) Республики Тыва и осуществлению сводной оценки эффективности налоговых расходов (льгот) Республики Тыва определено Министерство финансов Республики Тыва, а кураторами соответствующих налоговых льгот, преференций и иных освобождений определены соответствующие органы исполнительной власти Республики Тыва.

Перечень-реестр налоговых расходов (льгот) Республики Тыва за 2019-2020 г.г. включает в себя 5 видов налоговых льгот: 1. Освобождение от налогообложения по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков; 2. Пониженная налоговая ставка и инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций; 3. Пониженная налоговая ставка и освобождение от налогообложения по налогу на имущество организаций; 4. Пониженная и нулевая налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения; 5. Нулевая налоговая ставка и уменьшение суммы налога по патентной системе налогообложения.

По всем перечисленным видам налоговых расходов (льгот) Республики Тыва перечень-реестр и паспорта налоговых льгот за отчетные периоды сформированы ненадлежащим образом, а именно в нарушение статьи 174.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.3., части 2 пункта 1.6., пункта 2.2. и пункта 3.2. постановления РТ № 593 не отражена принадлежность налоговых льгот целям, задачам и целевым индикаторам соответствующих государственных программ Республики Тыва (в отношении распределенных и программных налоговых льгот) и/или приоритетным направлениям социальной-экономической политики Республики Тыва (в отношении нераспределенных и непрограммных налоговых льгот), что свидетельствует о недостаточной эффективности предоставленных налоговых льгот за рассматриваемые отчетные периоды, т.е. отсутствуют условия для оценки их соответствия критериям целесообразности и результативности во взаимоувязке с достигнутыми/недостигнутыми целями, задачами, целевыми показателями и контрольными точками государственных программ.

На предмет соблюдения положений пунктов 3.4. и 3.5. постановления РТ № 593 о непревышении установленной нормы, уменьшающей сумму доходов консолидированного бюджета Республики Тыва не более 5 процентов в отношении социальных и стимулирующих налоговых льгот, и о возможном превышении установленной нормы, уменьшающей сумму доходов консолидированного бюджета Республики Тыва более чем на 5 процентов в отношении инвестиционных налоговых льгот, результаты экспертно-аналитического мероприятия показали следующее: нормы пунктов 3.4. и 3.5. постановления РТ № 593 за отчетные периоды соблюдены налоговыми льготами по транспортному налогу и налогу на прибыль организаций; налоговыми льготами по налогу на имущество организаций и упрощенной и патентной системам налогообложения указанные нормы соблюдены только в 2019 г., а в 2020 г. выявлены нарушения в отношении соблюдения данных норм – на 2,4 процентных пункта по налогу на имущество организаций и на 133,5 и 134,6 процентных пунктов соответственно по упрощенной и патентной системам налогообложения. Также по предоставленным налоговым льготам по налогу на имущество организаций за 2019 г. при оценке эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета республики выявлен отрицательный бюджетный эффект. Согласно пункту 11 постановления РФ № 796 в случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев эффективности, куратор налогового расхода обязан представить уполномоченному органу предложения о сохранении, уточнении или отмене льгот.    Соответственно, во исполнение статьи 174.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3., 1.6. (ч. 2), 2.2. и 3.2. постановления РТ № 593 и в соответствии с положениями пункта 10 постановления РФ № 796 Счетная палата Республики Тыва при оценке налоговых расходов Республики Тыва рекомендует Министерству финансов Республики Тыва произвести мероприятия по надлежащей доработке перечня-реестра и паспортов налоговых расходов (льгот) Республики Тыва, разработать и принять соответствующий порядок, определяющий на региональном уровне единые подходы к расчетам при оценке эффективности налоговых расходов, преференций и иных освобождений, т.к. полнота, достоверность и эффективность их оценки оказывают прямое влияние на формирование основных параметров налоговой и бюджетной политики Республики Тыва с последующим формированием проекта бюджета республики на очередной финансовый год и на плановый период, определение приоритетов социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу и реализацию государственных программ Республики Тыва.