Счетной палатой Республики Тыва проведен мониторинг губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» за 2017-2019 годы

В соответствии с планом работы на 2020 год Счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» за 2017-2019 годы».

Целью проекта «Кыштаг» для молодой семьи» является улучшение качества жизни молодых семей на селе путем содействия в строительстве зимних чабанских стоянок и приобретении поголовья мелкого рогатого скота. Всего для участия в проекте с 2016 по 2019 год отобраны на сходах граждан 416 молодых семей, в том числе в 2016 г. – 105 чел., 2017 г. – 103 чел., 2018 г. – 105 чел, 2019 г. – 103 чел. В проверяемом периоде — 311 участников.

Государственная поддержка в рамках реализации проекта «Кыштаг» для молодой семьи» в проверяемый период производилась за счет следующих источников:

  • субсидии из бюджета республики на проект «Кыштаг» для молодой семьи» — 32 326,7 тыс. рублей;
  • субсидии начинающим фермерам на общую сумму 195 930,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 146 493,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 49 436,1 тыс. рублей;
  • субсидии из местного бюджета на общую сумму 6 747,9 тыс. рублей, в том числе на возмещение участникам проекта процентных ставок по кредитам — 6 497,9 тыс. рублей, на поддержку предпринимательства в Кызылском кожууне в 2018 г. — 250,0 тыс. рублей.

Согласно информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Министерства экономики Республики Тыва объем произведенной участниками проекта сельскохозяйственной продукции по видам и годам составил:

  • настрижено 161,3 т. шерсти на 2,4 млн. рублей, при среднезакупочной стоимости в регионе 15 рублей за 1 кг (2016 г. — 80 т., 2017 г. — 47 т., 2018 г. — 34,3 т.), темп роста объема шерсти в 2018 году к 2016 году составил 42,9%,
  • произведено 239 т. мяса на 71,7 млн. рублей, при среднезакупочной стоимости в 300 рублей за 1 кг (2016 г. — 139 т., 2017 г. — 63 т., 2018 г. — 37 т.), темп роста объема мяса в 2018 году к 2016 году — 26,6%,
  • надоено 1 192 т. молока на 59,6 млн. рублей, при среднезакупочной стоимости 50 рублей за 1 кг (2017 г. – 1 124 т., 2018 г. — 68 т.), темп роста объема молока в 2018 году к 2017 году составил 6%.

В целях поддержки участников проекта еженедельно организовываются сельскохозяйственные ярмарки и ярмарки выходного дня в г. Кызыле и кожуунах республики с бесплатным предоставлением торговых мест.

Согласно данным Минсельхоза РТ об увеличении поголовья скота участников проекта следует:

  • участниками проекта 2016 года получено 21 000 голов МРС. Общее поголовье МРС в 2019 г. (с учетом передачи в 2018 году) составило 31 914 голов, рост — 152 %;
  • участниками 2017 года получено 13 600 голов МРС и 700 голов КРС. Общее поголовье МРС после передачи в 2019 г. составило 33 558 голов, КРС – 1 157 голов, рост поголовья МРС составил 247 %, КРС — 165 %;
  • на конец 2019 г. приплод МРС с учетом реализации скота составляет 36 883 головы, в том числе у участников 2016 г. за 3 года реализации — 8 405 голов, участников 2017 г. за 2 года — 12 217 голов, участников 2018 г. за 1 год — 16 261 голова;
  • приплод КРС участников 2017 г. за 2 года с учетом реализации скота составляет 512 голов.

По информации администраций кожуунов по состоянию на 01.10.2019 г. общее количество скота всех участников проекта 2017-2019 гг. составляет: КРС – 1 676 голов, МРС — 68 916 голов.

Анализом расходования субсидий на электроснабжение участников установлено:

В связи с ограниченностью средств республиканского бюджета на реализацию проекта предоставление участникам средств на электроснабжение осуществлялось на конкурсной основе по результатам полученного приплода скота. Всего на электроснабжение (установку солнечных батарей) 100 участникам проекта 2016-2017 годов в 2018-2019 годах направлено из республиканского бюджета 7000,0 тыс. рублей, при фактической потребности 14560 тыс. рублей.

Результаты мониторинга выявили следующие проблемы реализации проекта:

1. Большинство участников испытывают затруднения при оплате процентов по кредитам в связи с уплатой страховых взносов, так как иные источники доходов, помимо бюджетных средств, у молодых семей отсутствуют. Средства, поступающие на расчетные счета участников проекта 2016 и 2017 годов на погашение процентов за пользование кредитными средствами, взыскивались в счет уплаты страховых взносов. В связи с этим у участников образовалась просроченная задолженность по уплате процентов по кредиту. Несмотря на пролонгацию, двумя участниками кредиты не были погашены своевременно.

2. Ежегодно возникают проблемы при оформлении земельных участков для осуществления деятельности, связанные с согласованием назначения выделенных земель с Госкомлесом РТ.

3. Годовая отчетность участниками проекта в налоговую инспекцию предоставляется с опозданием или вовсе не предоставляется. Участники проекта находятся на удалении от населенных пунктов, где недоступны средства связи.

4. Дефицит средств бюджета для обеспечения участников водоснабжением и электроснабжением в полном объеме.

Предложения:

  1. Выйти на качественный уровень предоставления поддержки участникам Проекта, или оказывать поддержку участникам, добившимся более высокого результата по приросту скота. Обеспечить действующих участников системами водоснабжения и электроснабжения.
  2. Предусмотреть выделение дополнительных средств на оплату 50 % страховых взносов в первом году участия для начинающих фермеров (по подсчетам Минсельхоза РТ в год на одного фермера сумма взносов составляет 40,87 тыс. рублей в год).
  3. Повысить уровень ответственности работников Минсельхоза РТ и Управлений сельского хозяйства кожуунов за сохранность документов и проведение качественного мониторинга.
  4. Минсельхозу РТ ежегодно своевременно размещать итоги реализации проекта.
  5. Минсельхозу РТ вести раздельный учет по субсидиям, выделяемым участникам в рамках данного проекта и на поддержку начинающих фермеров.
  6. Исключить противоречие в Порядке предоставления государственной поддержки на реализацию проекта «Кыштаг для молодой семьи» в части невозможности выделения средств на возмещение процентных ставок за кредит участникам проекта «Кыштаг для молодой семьи» за счет иных бюджетов бюджетной системы РФ и на основании иных нормативных актов.
  7. В целях снижения падежа скота Минсельхозу РТ предлагается осуществлять анализ (мониторинг) прививок и купки скота участников с учетом эпидемиологической ситуации в республике на предмет достаточности и полноты их проведения.
  8. Рекомендовать главам КФХ завести ветеринарно-санитарный паспорт хозяйства.
  9. Оказывать реальную поддержку по реализации сельхозпродукции с предоставлением мест кыштаговцам на сельскохозяйственных рынках, данную информацию разместить на официальном сайте Минсельхоза РТ и администраций кожуунов.

По решению Коллегии Счетной палаты направлено информационное письмо в Правительство Республики Тыва, копия заключения по результатам мониторинга направлена в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики.