О результатах проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Тыва, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских садов в муниципальных образованиях Республики Тыва, за период 2016-2018 годов

Счетной палатой Республики Тыва во исполнение п.3.15 Плана работы  на 2019 г. проведено контрольное мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Тыва, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских садов в муниципальных образованиях Республики Тыва, за период 2016-2018 годов».

          Объем проверенных средств составил 207 560,5 тыс. рублей,  в том числе 2016 г. — 64 489,4 тыс. рублей (республиканский бюджет), 2017 г. -36 957,2 тыс. рублей (республиканский бюджет), 2018 г. – 106 113,9 тыс. рублей (федеральный бюджет -100 000,0 тыс. рублей, республиканский бюджет -6 113,9 тыс. рублей).

 Проверка проведена с 13 августа по 06 ноября 2019 г.

 Акт  Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва подписан должностными лицами без возражений. Акт ГКУ РТ «Госстройзаказ»  не подписан должностными лицами, по истечении  срока согласования с актом (3 рабочих дня) представлены возражения, на которые Счетной палатой РТ даны аргументированные заключения.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт детских садов в муниципальных образованиях Республики Тыва, за период 2016-2018 годов, осуществлялись в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» (далее Подпрограмма) Государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2025 год» (далее Госпрограмма). 

           Финансирование  на строительство и реконструкцию 7 садиков с начала строительства составило 475,7 млн. рублей, в том числе в проверяемом периоде с 2016 по 2018 годы на сумму 194,2 млн. рублей, на капитальный ремонт 4 садиков составило  33,3  млн. рублей, в том числе в проверяемом периоде с 2016 по 2018 годы на сумму 13,3 млн. рублей.

Проверкой установлены финансовые нарушения на общую сумму 5 145,1 тыс. рублей (2016 г. — 3 009,8  тыс. рублей, 2018 г. — 2 135,3 тыс. рублей), в том числе:

           -в нарушение ст. 34, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, ст. 702, 709, 720, 740, 748 Гражданского кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «ГКУ РТ «Госстройзаказ» на расчетный счет подрядной организации ООО «Олчей» перечислены денежные средства на общую сумму 3 009,8 тыс. рублей за фактически не выполненные работы по объекту «Завершение строительства объекта «Детский сад на 140 мест, с. Кундустуг» по контракту №28-16 от 23.05.2016 г.;

-в нарушение ст. 34, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, ст. 702, 709, 720, 740, 748 Гражданского кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», ч.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 4.2 государственного контракта №32-18 от 14.05.2018 года с ООО «Каменьщик» на строительство на  детского сада на 280 мест в районе жилого дома № 1/1 по ул. Дружба в г. Кызыле  ГКУ РТ «Госстройзаказ» необоснованно увеличена цена государственного контракта №32-18 от 14.05.2018 года со 189 693,4 тыс. рублей до 191 828,75 тыс. рублей, или на сумму оплаченных 2 135,3 тыс. рублей (1,13%),  оплата которых предусмотрена (заложена) в сводном сметном расчете в размере 2% (в сумме 3 586,6 тыс. рублей). Непредвиденные затраты произведены в пределах норматива (2%) и  дополнительно не оплачиваются.

Неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 20 567,3 тыс. рублей:

ГКУ РТ «Госстройзаказ» в 2018 году приняты на оплату акты ф.КС-2 по государственному контракту №32-18 от 14.05.2018 года на  «Строительство дошкольного образовательного учреждения в г. Кызыл Республики Тыва по ул. Дружбы, 1/1»с ООО «Каменщик», находящегося на упрошенной системе налогообложения, в которые включен НДС в размере 18% на сумму 20 567,3 тыс. рублей, вместо компенсации НДС, что в нарушение ст.34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным расходованием бюджетных средств.

         Выявлены нефинансовые нарушения, в том числе:

          -проверкой формирования госзадания на 2016-2018 годы установлено, в нарушение ч.2,3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п.4,34 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений республики Тыва и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 23.12.2015 N 603 в государственном задании для ГКУ РТ «Госстройзаказ» на 2016 год, утвержденном министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва Свинцовым А.Б.  общий объем средств, предусмотренный на реализацию мероприятий Подпрограммы «Развитие дошкольного образования» не соответствует объему средств по Закону о республиканском бюджете на 2016 год, или в нарушение п.9 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Минстроем РТ не приведены в соответствие объемы средств в госзадании на реализацию мероприятий данной подпрограммы, отклонение — 116 704,4 тыс. рублей;

           -проверкой содержания паспорта Госпрограммы установлено, в нарушение п.45, п.п. д) п. 49 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014 г. №259 ответственным исполнителем Госпрограммы – Министерством образования и науки РТ не внесены изменения в паспорт Госпрограммы (Подпрограммы) в части приведения объемов ассигнований в соответствие с утвержденными объемами законом о бюджете на 2017 г. по объектам «Капитальный ремонт детского сада, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 2 а» (объем по паспорту Госпрограммы превышает объем  закона на сумму 94,9 тыс. рублей)  и «Капитальный ремонт детского сада «Хунчугеш», с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна» (объём по паспорту Госпрограммы  меньше  чем объем по закону на сумму 94,9 тыс. рублей) (не перераспределен объем средств  между данными объектами на сумму 94,9 тыс. рублей);

-в нарушение п.45, п.п. д) п. 49 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014 г. №259 ответственным исполнителем Госпрограммы — Министерством образования и науки  РТ не внесены изменения в паспорт Госпрограммы (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 13.02.2019 г. №74) в части  приведения в соответствие объёмов республиканских средств на 2018 г. в таблицах №3 и 4 на мероприятия, направленные на создание в Республике Тыва дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования:  согласно приложению №3 к Госпрограмме  — 850,7 тыс. рублей; согласно таблице №4  — 11 316,7 тыс. рублей;

   Нефинансовые нарушения по торгам, в том числе:

            -в нарушение части 1 статьи 13, части 1  статьи 17, частей 1,2,3 статьи 21  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1,10 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 21 января 2016г. №12 ГКУ РТ «Госстройзаказ» в план-график закупок №2018081220000020010001 на 2018 г.  включены объекты с общей начальной максимальной ценой контракта на сумму 69 422,85 тыс. рублей с учетом федеральных средств (детские сады №11,28,38 г. Кызыла), не предусмотренные к реализации паспортом Госпрограммы, в редакции, действовавшей  на дату размещения извещения  о закупке в 2018 г. -12 октября 2018 г., а также план-график не содержит полного наименования объектов  закупки (детские сады  №11,28,38 г. Кызыла), или в нем отсутствуют номера детских садов.

 — в нарушение пп.в) п.10 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг», утвержденных постановлением  правительства Российской Федерации от 05.06.2015г. №554 запланированные планами-графиками на 2016 и 2018 годы в единой информационной системе (ЕИС) закупки ГКУ РТ «Госстройзаказ»  не переведены на статус «отменены», в том числе: в 2016 г. закупка на строительство детсада на 280 мест в мкрн 6а г. Кызыла с начальной максимальной ценой контракта на сумму 14 000,0 тыс. рублей не проведена (извещение не размещено); в 2018 г. 3 закупки на поставку электронной техники, мебели, туалетных принадлежностей для объекта «строительство ясельный корпус на 30 мест» в Республике Тыва на общую сумму 6 995,7 тыс. рублей; 

-в нарушение ст. 18,22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГКУ РТ «Госстройзаказ» в 2016 г. допущены нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной)  цены контрактов (договоров), заключаемых с единственным поставщиком на поставку оборудования и мебели для детского сада в п. Усть-Элегест Кызылского кожууна на общую сумму 2 502,6 тыс. рублей, или не представлены в ходе проверки коммерческие предложения в связи с тем, что специалист по закупкам, который занимался данной закупкой, в настоящее время не работает, в том числе по: контракту №96-16 от 30.08.2016 г. с ЗАО «Фирма Ролитекс» на поставку  стиральной машины, с ценой поставки 418,5 тыс. рублей; контракту №90-16 от 26.08.2016 г. с ООО «Сибирь» на поставку мебели, с ценой поставки  655,3 тыс. рублей; контракту №80-16 от 16.08.2016 г. с ООО «Селера-Т» на поставку оборудования для пищеблока, с ценой поставки 643,7 тыс. рублей; контракту №89-16 от 26.08.2016 г. с ООО «СибирьМебельСервис» на поставку мебели, с ценой поставки 785,1 тыс. рублей;

В рамках проверки принятия мер к подрядным организациям за нарушения исполнения условий контрактов установлено:

 -в адрес Коммерческого банка «Еврокапитал–Альянс» ГКУ РТ «Госстройзаказ» в ноябре 2016 г. направлено требование о взыскании неустойки в размере 46,0 тыс. рублей за просрочку исполнения государственного контракта по банковской гарантии от 19.08.2016 г. №5645-2/1-20166, поставщик свои обязательства по контракту исполнил ненадлежащим образом 10.10.2016 г., просрочив исполнение обязательств на 26 календарных дней. Неустойка не оплачена. ГКУ РТ «Госстройзаказ» пояснения по существу не даны (не указаны причины дальнейшие меры по взысканию неустойки);

 В рамках проверки оплаты (погашения) кредиторской задолженности установлено, в нарушение статей 34, 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГКУ РТ «Госстройзаказ» допущены нарушения условий реализации 14-ти договоров с ИП Хертек Ч.М. за 2015 г., частичная оплата которых  на общую сумму 1 253,7 тыс. рублей произведена в 2016 г., в том числе:

  — на перевозку оборудования и мебели до строительной площадки бортовыми автомобилями  в рамках капитального ремонта здания МБДОУ «Дамырак» по ул. Шагдыржап, д 13 в с.Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва, или нарушены сроки расчетов по 4-м договорам №11,12,13,14 от 08.12.2015 г. (срок оплаты по договорам после подписания актов приемки выполненных работ, акты ф. КС-2 от 08.12.2015 г., фактическая оплата 01.02.2017 г. – 318, 5 тыс. рублей);

 -за выполненные электромонтажных работы в рамках завершения капитального ремонта здания МБДОУ «Дамырак» по ул. Шагдыржап, д 13 в с.Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва, или  нарушены сроки расчетов по 4-м договорам №21,22,23,24 от 08.12.2015 г. (срок оплаты по договорам после подписания актов приемки выполненных работ в течение 5 рабочих дней, акты ф. КС-2 от 08.12.2015 г., фактическая оплата 02.02.2017 г. – 388,5 тыс. рублей);

-за выполненные строительно-монтажные работы по завершению капитального ремонта здания ДОУ «Детский сад №25» по адресу: ул. Калинина 2 a г. Кызыла Республики Тыва, или нарушены сроки расчетов по 6-ти договорам №15,16,17,18,19,20 от 08.12.2015 г. (срок оплаты по договорам после подписания актов приемки выполненных работ в течение 5 рабочих дней, акты ф. КС-2 от 08.12.2015 г., фактическая оплата 01 и 02.02.2017 г. – 546,7 тыс. рублей).

 Кроме того, в нарушение ч.5 ст. 24, п. 4 ч.1. ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, ст. 170 Гражданского кодекса РФ, ст.15,16 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006г. №135-ФЗ ГКУ РТ «Госстройзаказ» осуществлены действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников закупки, и исключающие право на конкуренцию других поставщиков, или осуществлено дробление закупки в 2015 г., оплата которых  произведена в 2016 г.  на общую сумму 735,2 тыс. рублей, в том числе:

-по 4-м договорам с ИП Хертек Ч.М.  на осуществление электромонтажных работ и работ по демонтажу дверных коробок (выполненных в рамках договора 024 от 08.12.2015 г. – 57,0 тыс. рублей) одного объекта и места (здания МБДОУ «Дамырак» по ул. Шагдыржап, д 13 в с. Бай-Даг Эрзинского кожууна Республики Тыва) от одной даты (08.12.2015г.) и актам выполненных работ от одной даты 08.12.2015 г. на общую сумму 388,5 тыс. рублей, или на сумму, превышающую 100 тыс. рублей – 288,5 тыс. рублей; 

-по 6-ти договорам на осуществление  капитального ремонта одного объекта и места (здания ДОУ «Детский сад №25» по адресу: ул. Калинина 2 a г. Кызыла Республики Тыва) от одной даты (08.12.2015г.) и актам выполненных работ от одной даты 08.12.2015 г. на общую сумму 546 ,7  тыс. рублей, или на сумму, превышающую 100 тыс. рублей – 446,7  тыс. рублей.

 Так же, допущены нарушения условий реализации контракта №46-15 от 30.12.2015 г. с ИП Сырат А.С. на капитальный ремонт здания детского сада «Аян» в с. Самагалтай Республики Тыва, окончательная оплата по контракту осуществляется в безналичной форме в рублях не позднее 28 декабря 2016 г. ГКУ РТ «Госстройзаказ» оплата произведена 01.02.2017 г. по п/п №764640 на сумму 1 634,7 рублей, или с нарушением установленного контрактом срока.

В нарушение статей 34, 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГКУ РТ «Госстройзаказ» допущены нарушения условий реализации контракта№96-16 от 30.08.2016 г. с ЗАО «Фирма Ролитекс» на поставку машина стирально-отжимная «ПРОХИМ» С20-321-311 для детского сада в п. Усть-Элегест, или нарушены сроки расчетов по контракту (срок до 31.12.2016 г., фактическая оплата 17.12.2018 г. – 293,0 тыс. рублей).

В нарушение статей 34, 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставщиком мебели ООО «Сибирь» допущены нарушения условий реализации контракта №90-16 от 26.08.2016 г., или в нарушены сроки поставки мебели для детского сада в п. Усть-Элегест Кызылского кожууна Республики Тыва по контракту ценой 655,3 тыс. рублей (срок поставки — 14.09.2016 г., фактическая поставка по требованию 10.10.2016 г.).

 Сопоставлением кредиторской задолженности в рамках Подпрограммы по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости по взаиморасчетам с поставщиками) и отчета ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» ГКУ РТ «Гостройзаказ» установлены отклонения на 01.01.2016 г. – 2 888,4 тыс. рублей и незначительные отклонения на 01.01.2017 г. – 0,04 тыс. рублей,  на 01.01.2019 г. – 0,05 тыс. рублей в нарушение ст. 13 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».     

  По виду расхода 414 (строительство) в рамках Подпрограммы по состоянию на 01.01.2016 года по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости) ГКУ РТ «Госстройзаказ» числится дебиторская задолженность в сумме 24 234,3 тыс. рублей, отчету ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» данная задолженность отсутствует  в нарушение ст. 13 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  Проверкой расходования средств на строительство объекта «Строительство детского сада г. Кызыл в районе левобережных дач»  установлено:

 В нарушение пп. «б» п. 10 постановления Правительства Республики Тыва от 27.01.2015 N 26 «О мерах по реализации Закона Республики Тыва «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» размер авансового платежа ГКУ РТ «Госстройзаказ», предусмотренный в пункте 5.2 государственного контракта №44-15 от 29.12.2015 г. с ООО «Бенконс» превышает установленный предельный размер до 70% на сумму 21 233,331 тыс. рублей.

 По состоянию на 02 сентября 2019 года строительство объекта завершено. Мэрией города Кызыла выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №110-1 от 30.12.2016г. На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 25.01.2017г. №10 объект «Детский сад на 160 мест в г. Кызыле», расположенный по адресу: г. Кызыл, район левобережных дач, ул. Пригородная, д. 6, принят в государственную собственность Республики Тыва.

Фактически согласно актам ф.КС-2 строительство детского сада на левобережных дачах завершено 15 июля 2017 года (акт ф.КС-2 №59 от 15.07.2017г. на сумму 626,392 тыс. рублей) или Мэрией города Кызыла выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до фактического завершения работ.

 Решением Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от  06.11.2019 г. №26   отчет по результатам  контрольного мероприятия утвержден.

                      На основании Решения коллегии Счетной палаты Республики Тыва для устранения выявленных в результате проверки нарушений направлены представления Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ГКУ РТ «Госстройзаказ» Информационные письма направлены  Главе Республики Тыва Ш.В. Кара-оолу, Министерству образования и науки Республики Тыва, УФАС по РТ. Информация по результатам контрольного мероприятия направлена Хуралу представителей.