Результаты проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на завершение строительства 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (2 строение)

          Счетной палатой Республики Тыва во исполнение Плана работы  на 2019 г. проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на завершение строительства 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (2 строение)».

          Объем проверенных средств  за 2012 — 2019 годы составил  324 976,10  тыс. рублей. 

          Проверка проведена с 18 сентября по 30 октября 2019 года.

          Акты проверки Минстроя РТ и ГКУ РТ «Госстройзаказ» от 30.10.2019 г. подписаны должностными лицами без возражений. 

 Строительство 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (2 строение) осуществлялось в рамках республиканской целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва» на 2012 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26.10.2012 г. №594 (далее – Республиканская целевая программ), и федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.04.2009 N 365 (далее – Федеральная целевая программа).

Период строительства объекта с 2012 по 2014 годы.

Согласно Федеральной целевой программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.04.2009 N 365 (в редакции постановления Правительства РФ от 14.07.2015г. №706) на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых объектов взамен объектов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, бюджету Республики Тыва предусмотрено финансирование на период с 2012 по 2014 годы на общую сумму 1 822 130,0 тыс. рублей (субсидии из федерального бюджета – 1 633 310,0 тыс. рублей, республиканские средства – 178 860,0 тыс. рублей, внебюджетные средства – 9 960,0 тыс. рублей) (без указания объектов). Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года.

Строительство объекта с 2015 года по 2019 годы.

 Реализация мероприятий Республиканской целевой программы с 2015 года осуществляется в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2014 — 2018 годы» (далее — Подпрограмма) государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26.05.2014 N 219 (далее Госпрограмма).

           Соглашением, заключенным между Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) и Правительством Республики Тыва о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на софинансирование расходных обязательств субъекту Российской Федерации (муниципальным образованиям) по реализации мероприятий федеральной целевой программы  (далее – Соглашение 2012 года) и дополнительным соглашением №2 от 27.08.2012г. на строительство 3-х 120 квартирных жилых домов в Восточном квартале г.Кызыла Республики Тыва предусмотрен объем ассигнований  853 538,9 тыс. рублей (федеральный бюджет – 776 720,4 тыс. рублей, республиканский бюджет – 76 818,5 тыс. рублей), или без выделения объема ассигнований на  строение 2. Третья часть предусмотренного объема средств на одно строение составляет 284 512,97 тыс. рублей. Срок действия Соглашения 2012 года и дополнительных соглашений к нему – до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Согласно отчетам  о достижении показателей результативности к Соглашению 2012 года, за 2012 год и 2013 годы установлено низкое исполнение показателей:

 «Размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений» за 2012 год исполнен на 4,64 млрд. рублей, или на 29,8% от планового значения 15,57 млрд. рублей; за 2013 год исполнен на 0,8 млрд. рублей, или на 51 % от планового значения 1,57 млрд. рублей;

 «Снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений» за 2012 год исполнен на 3,6%, ниже в 3,4 раза от планового значения 12,1%, за 2013 г. исполнен на 1,7% от планового значения 3,33%.

Причиной низкого уровня исполнения показателей результативности является заключение государственных контрактов на строительство объектов в конце года — 29 декабря 2012 года. В соответствии с условиями контрактов в 2012 году перечислены авансовые платежи в размере 30% от цены контрактов.

Годовые отчеты об использовании средств федерального бюджета и о реализации указанных мероприятий за 2014 – 2018 годы Минстроем РТ на проверку не представлены.

Готовность объекта по актам выполненных работ ф. КС-2 за 2012-2014 годы составляет 75,6%.

В настоящее время на завершение строительства объекта в 2019 г. заключен госконтракт с ООО «Строй-Экспресс», из 91 млн. рублей, выполнено работ на сумму 37 млн. рублей.

Объем выполненных работ на объекте по состоянию на 22.10.2019 г. составляет 255 662,266 тыс. рублей, или 90,3% от сметной стоимости 283 090,405 тыс. рублей.

За период с 2012 года по 30 октября 2019 года общий объем финансирования по объекту «Строительство 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (2 строение)» составляет 324 976,10 тыс. рублей (федеральный бюджет – 258 906,80 тыс. рублей, республиканский бюджет – 66 069,31 тыс. рублей, в том числе в разрезе программ:

  Республиканской целевой программой на реализацию мероприятия «Строительство120-ти квартирного жилого дома в восточном квартале г. Кызыл (2-ой дом)» в 2012 году предусмотрено средств на общую сумму 284 512,97 тыс. рублей, в том числе федеральных – 258 906,8 тыс. рублей, республиканских– 25 606,17 тыс. рублей.

   В 2013, 2014, 2015 и последующие годы финансирование мероприятия «Строительство 120-ти квартирного жилого дома в восточном квартале г. Кызыл (2-ой дом)» в рамках Республиканской целевой программы не предусмотрено.

   Госпрограммой  законами о бюджете на соответствующий год предусмотрен объем ассигнований республиканских средств на 2016 г.- 6 712,4 тыс. рублей (фактическое исполнение отсутствует), 2018 г. -5 344,1 тыс. рублей (исполнение отсутствует),  2019 г. -99 567,0 исполнение -40 463,1 тыс. рублей, или 40,6%). Финансирование объекта в 2015 и 2017 гг. не предусмотрено ни Госпрограммой, ни Законом о бюджете на соответствующий год.

Согласно расходным расписаниям финансирование 3-х строений 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла осуществлялось с общим объемов без выделения объема финансирования на строение 2. Объем финансирования на строение 2 выделен в ходе проверки по информации (расшифровке) Минстроя РТ.

В ходе контрольного мероприятия проведен анализ финансирования объекта в целом, включая «Строительство 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (2 строение)» от Минфина РТ в Минстрой РТ, Минстроем РТ ГКУ РТ «Госстройзаказ» за период с 2012 по 01.10.2019 г. Анализом финансирования объекта задержек финансирования не установлено.

В нарушение графика финансирования мероприятий (приложение №2 к дополнительному соглашению №3 от 27.12.2012 г. к соглашению, заключенному между Правительством Республики Тыва и Минрегиона РФ 2012 года) средства федерального бюджета на финансирование мероприятия «Строительство 3-х 120 квартирных жилых домов в Восточном квартале г. Кызыла Республики Тыва», в 2012 году профинансированы на сумму 178 816,4 тыс. рублей или 23% (на сумму аванса). Причиной низкого исполнения является отсутствие объемов выполненных  работ.

Проанализировать уровень исполнения финансирования строения 2 к общему объему бюджетных средств от Законов о бюджете на соответствующий год не представляется возможным, в связи с утверждением по Законам  объемов ассигнований 3-х строений в целом, без выделения объема ассигнований строения 2.

Проверкой установлено финансовое нарушение на сумму 69 032,244  тыс. рублей, в том числе:

В нарушение ст. 34, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, ст. 702, 709, 720, 740, 748 Гражданского кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», п.13 государственного контракта №149 от 29.12.2012г., ГКУ РТ «Госстройзаказ» на расчетный счет генеральной подрядной организации ГБУ РТ «УКС»  перечислены денежные средства за фактически не выполненные работы на объекте на общую сумму 69 032,244 тыс. рублей (окончательный расчет) при отсутствии оправдательных документов, справок о стоимости выполненных работ ф.КС-3, актов о приемке выполненных работ ф.КС-2, акта приемки в эксплуатацию объекта «120-квартирный жилой дом в мкрн. Спутник г. Кызыла Республики Тыва (строение №2)». На момент проверки 69 032,244 тыс. рублей числится в дебиторской задолженности ГБУ РТ «УКС» перед ГКУ РТ «Госстройзаказ» по данным бухгалтерского учета казенного учреждения.

ГКУ РТ «Госстройзаказ» в ходе проверки принимаемые меры по снижению дебиторской задолженности не предъявлены.

Проверкой установлено неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 93 301,6 тыс. рублей.

Вследствие некачественного выполнения возложенных функций  Минстроем РТ, ГКУ РТ «Госстройзаказ», ГБУ РТ «УКС» строительство объекта «120-квартирный жилой дом в мкрн. Спутник г. Кызыла Республики Тыва (строение №2)» в предусмотренные сроки в Республиканской целевой программе, в дополнительном соглашении №2 от 27.08.2012г. к Соглашению 2012 года с Минрегион РФ не завершено, и в связи с этим дополнительные расходы (ущерб бюджету) в связи с удорожанием стоимости строительства на завершение строительства объекта, за счет средств республиканского бюджета составили 93 301,6 тыс. рублей, что в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ является не эффективным расходованием средств республиканского бюджета ГКУ РТ «Госстройзаказ», в том числе:

общая сумма расходов на охрану объекта, охрану с помощью кнопки тревожной сигнализации (КТС), техническое обслуживание систем видеонаблюдения (ТО) ООО ЧОО «Беркут» на сумму 1 738,2 тыс. рублей, оплату по исполнительным листам АО «Кызылская ТЭЦ» на общую сумму 741,0 тыс. рублей, электроснабжение объекта ОАО «Тываэнергосбыт» на сумму 152,8 тыс. рублей на момент проведения проверки составляет 2 632,0 тыс. рублей, 

строительно-монтажные работы на завершение строительства объекта за счет республиканского бюджета составили 93 275,3 тыс. рублей, в том числе сверх сметной стоимости строительства на сумму 91 852,76 тыс. рублей (стоимость контрактов 376 365,727- сметная стоимость строительства 284 512,97).

 Проверкой установлены следующие не финансовые нарушения:

  В нарушение п.44,45 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014г. №259  с момента утверждения государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 — 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26.05.2014 N 219 (далее Госпрограмма) ответственным исполнителем — Минстроем РТ в Госпрограмму ни разу не вносились изменения.

   В паспорте Госпрограммы на период ее реализации 2014 -2020 годы финансирование мероприятия «Строительство 120-ти квартирного жилого дома в восточном квартале г.Кызыл (2-ой дом)» не предусмотрено.

  В нарушение ч.2, ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, п.45, п.п. д) п. 49 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ республики Тыва, утвержденной постановлением Правительства республики Тыва от 05.06.2014 г. №259 ответственным исполнителем Госпрограммы — Минстроем РТ не внесены изменения в паспорт Госпрограммы (Подпрограммы) в части включения данного объекта в паспорт Госпрограммы. В Госпрограмме числится строение №5 данного жилого дома на период реализации с 2014 по 2015 годы.

Таким образом, строительство объекта осуществляется ГКУ РТ «Госстройзаказ» в нарушение статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и план закупок на 2019 г. №201908122000002001 сформирован для достижения мероприятия, не предусмотренного Госпрограммой.

  В нарушение  ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ч.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 21.07.2014г.), ст. 432, 708 Гражданского кодекса РФ ГКУ РТ «Госстройзаказ» допущены изменения сроков исполнения государственного контракта №149 от 29.12.2012 г. с ГБУ РТ «УКС» на строительство 120-ти квартирного жилого дома в микрорайоне Спутник г. Кызыла (строение 2) дважды (дополнительными соглашениями б/н от 18.10.2013 г. и №2 от 30.08.2014 г. продлены сроки окончания работ с 18.10.2013г. до 30.08.2014г., и с 30.08.2014 г. до 31.12.2014г.), в то время как положения Законов 94-ФЗ и 44-ФЗ не предусматривают возможности изменения сроков исполнения контрактов.

 В нарушение п. 5 ст. 34, 94 Закона № 44-ФЗ, п. 16.3 государственного контракта № №149 от 29.12.2012 г. ГКУ РТ «Госстройзаказ» не осуществлен контроль за соблюдением срока окончания работ, и не применены штрафные санкции к подрядной организации ГБУ РТ «УКС»  за просрочку выполнения работ на 1410 кал. дней  в размере 3% от цены контракта (с 10.01.2015 г. по 23.11.2018 г. — дата решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта).

 В нарушение ст.740 Гражданского кодекса РФ, п.3.1. госконтракта №149 от 29.12.2012 г., дополнительного соглашения к госконтракту №2 от 30.08.2014 г. подрядной организацией ГБУ РТ «УКС» не соблюдены сроки выполнения работ (до 31.12.2014 г.) на сумму 69 032,244  тыс. рублей.

 Отчет ф. 0503190 ГКУ РТ «Госстройзаказ» за 2018 г. недостоверен в части кассовых расходов (занижены) на сумму 1422,6 тыс. рублей (искажение в размере менее 10% от суммы 283 090,405) по государственному контракту №96 от 23.12.2014 г. с ГБУ РТ «УКС», в нарушение ст. 13 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

На запрос Счетной палаты Минстроем РТ представлен отчет ф. 0503190 ГКУ РТ «Госстройзаказ» годовой за 2018 г., консолидированная форма ГРБС — Минстроя РТ не представлена.

          Решением Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от  15.11.2019 г. №28 отчет по результатам  контрольного мероприятия утвержден.

                      На основании Решения коллегии Счетной палаты Республики Тыва для устранения выявленных в результате проверки нарушений направлены представления Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ГКУ РТ «Госстройзаказ» Информационное письмо направлено  Главе Республики Тыва Ш.В. Кара-оолу. Информация по результатам контрольного мероприятия направлена Хуралу представителей.