Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на обеспечение жителей республики доступным и комфортным жильем в рамках государственной программы «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы»

Счетной палатой Республики Тыва  во исполнение п.3.20 Плана работы  на 2018 г. проведено контрольное мероприятие «Проверка правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на обеспечение жителей республики доступным и комфортным жильем в рамках государственной программы «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы» (далее Программа) за 2017 год в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерстве культуры и туризма Республики Тыва.

В рамках проверки проанализирован объем бюджетных средств 196 245,8 тыс. рублей, в том числе федеральных средств на сумму 51 434,0 тыс. рублей (Минстрой РТ), республиканских средств на сумму 144 811,8 тыс. рублей (Минстрой РТ — 143 924,0 тыс. рублей, Минкультуры РТ — 887,8 тыс. рублей).

Контрольное мероприятие начато 2 октября, окончено 14 декабря 2018 г.

В ходе контрольного мероприятия составлены 5 актов проверок.

Акт проверки Администрации Кызылского кожууна от 04.12.2018 г. подписан должностными лицами с возражениями, на которые даны аргументированные заключения.

Акты проверки Мэрии г. Кызыла  и Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла от 04.12.2018 г., направлены для ознакомления и подписания в срок до 07.12.2018 г.   Возражения от Мэрии г. Кызыла поступили в Счетную палату 24.12.2018г., или свыше установленного срока на 17 дней.  Счетной палатой даны аргументированные заключения.

Акт проверки Минстроя РТ от 13.12.2018 г. подписан должностными лицами с возражениями, на которые даны  аргументированные заключения.

Акт проверки Минкультуры РТ от 14.12.2018 г. подписан должностными лицами.

Анализом объемов финансирования, предусмотренных в Программе и утвержденных Законом о республиканском бюджете на 2017 год установлено, в нарушение п.44 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от 05.06.2014г. № 259 превышение объема по Закону над Программой на 2017 г. -235 104,0 тыс. рублей.

В Соглашениях  с муниципальными образованиями о предоставлении  субсидий молодым семьям не предусмотрена форма отчетов и предоставление информации об использовании средств, включая муниципальные средства, что указывает на отсутствие со стороны Минстроя РТ контроля и мониторинга за реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2017 г. в нарушение раздела VI «Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26.05.2014г. №219.

Минстроем РТ осуществлено перечисление субсидий из республиканского бюджета для предоставления социальных выплат молодым семьям в АО «Росельхозбанк» на личные счета получателей, минуя бюджеты муниципальных образований Республики Тыва в нарушение  раздела VI «Механизм реализации Подпрограммы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 26.05.2014г. №219,  и ФЦП «Жилище».

Минстроем РТ не разработана Методика отбора муниципальных образований для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и отбора муниципальных образований для участия в подпрограмме распределения субсидий молодым семьям между муниципальными образованиями в нарушение раздела III мероприятия ФЦП «Жилище», п. 16 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее Правила).

С момента утверждения -2014 г. Минстроем РТ в Программу не вносились изменения. Для проведения финансово-экономической экспертизы Минстроем РТ в Счетную палату Республики Тыва в июне 2018 г.  направлен проект постановления Правительства Республики Тыва «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 года №219 «Об утверждении Государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы». По результатам экспертизы Счетной палаты Проект направлен на доработку в связи с замечаниями и техническими ошибками.

в 2017 году на реализацию мероприятий Программы, финансирование по паспорту Программы предусмотрено только по двум подпрограммам:  «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» (фактически финансирование в 2017 г. отсутствует), «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва» из 6 предусмотренных подпрограмм.

Целевые показатели подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» не выполнены (ни один показатель).

Целевой показатель подпрограммы «Развитие промышленности строительных материалов Республики Тыва»  по увеличению объема производства кирпича  выполнен на 1,2% (подпрограмма не работает, финансирование не выделяется, не привлекаются инвесторы).

Не соблюден принцип необходимости и достаточности показателей для достижения целей и решения задач подпрограммы «Снижение административных барьеров в строительстве» — отсутствуют целевые индикаторы для выполнения  задач «увеличение количества предоставленных муниципальных услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде» и «разработка и внедрение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности регионального уровня в электронном виде».

Фактическое достижение целевого индикатора «количество семей улучшивших жилищные условия  с помощью  предоставленных ипотечных кредитов (займов)»  подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва» без учета дублирования показателя (83 семьи Минстроем учтены в отчете дополнительно по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва») составило 63 семьи, или 31,5% от плана в 200 семей, тогда как согласно отчета достижение данного показателя составляет 117,5%.

В списке, утвержденном от 20.02.2017 г. числится 226 молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты по республике в 2017 г.

В нарушение с п. 25 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050  «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан», пп.3,4 п.7 Положения о Минстрое РТ, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2016г. № 494,   постановления Правительства Республики Тыва от 26.05.2014 г. № 219 Минстроем РТ своевременно не осуществлена актуализация Порядка формирования органами местного самоуправления  списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016 год на территории Республики Тыва.

В 2016 году действовал не актуализированный Минстроем РТ Порядок формирования органами местного самоуправления  списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Республики Тыва,  утвержденный распоряжением Минстроя РТ от 28.03.2012 г. №15, который в ходе проверки не представлен ни Минстроем РТ, ни органами местного самоуправления.

Программа утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 26.05.2014г. №219, тогда как Порядок утвержден более ранней датой, т.е. 28.03.2012 г. В связи с чем, Порядок, утвержденный до утверждения Подпрограммы не может быть применен при формировании списков молодых семей в 2016 году без актуализации.

В нарушение п. 8 Правил не утвержден Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в нарушение раздела III мероприятия ФЦП «Жилище», п. 8 Правил.

Проведенный анализ обоснованности формирования списков показал отсутствие прозрачности его формирования.

Сравнительным анализом представленных администрациями поселений списков семей-участников, сводного списка Администрации Кызылского кожууна, представленного в Минстрой РТ, сводного списка утвержденного Минстроем РТ  установлены  нарушения:

в сводный список республики не включены  5 семей с. Сукпак (Иргит С.О., Чычар-оол Д.В., Сарыглар А.Ш., Монгуш А.Н., Ооржак А.Б.);

в сводный список Кызылского кожууна включены 2 семьи, которые не включены ни в один из списков поселений: с порядковым № 5 – Догус-оол Д.В., № 53 Монгуш Э.В.;

семья Сурун-оол Б.И., признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий 21.03.2016 г. (согласно списков Администрации и Минстроя РТ), в списке с. Кара-Хаак числится без указания даты решения о признании;

социальные выплаты не предоставлены в 2017 г., признанным нуждающимися  согласно решениям комиссии пгт. Каа-Хем следующим 4 семьям в 2008 году семье Ондар Н.Н.; 2010 году семье Артыкова А.З.;   2011 году-семье Тюлюш Т.О.; 2012 году семье Допчаа Ч.В., в то время как, социальные выплаты получили 4 молодые семьи, признанные нуждающимися в более поздний  срок: семья Шивит-оол А.А.- 16.09.2013 г.; семья Бирлей Б.Б.- 15.12.2014 г.; семья Хертек Ч.М.- 15.05.2014 г.; семья Ооржак О.В.-11.04.2014 г.

Решение о включении указанных молодых семей пгт. Каа-Хем принималось Минстроем РТ.

Согласно списку молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в 2017 году  по городу Кызылу при отсутствии даты утверждения в 2017 году социальная выплата предоставлена 90 молодым семьям.

Выборочный анализ представленных материалов показывает, что социальные выплаты не предоставлены многодетным семьям (три и более детей), признанным нуждающимися в жилье в 2017 г. следующим семьям признанным нуждающимися  решениями от: 17.11.2010 г. семье Монгуш С.О.; 01.01.2013 г.  семье Салагай М.В.;  01.04.2013 г. семье Хол А.Б.; 18.06.2014 г. семье Салагай М.С.; 29.09.2015 г.  семье Сат А.Н-Д.

Тогда как, из признанных нуждающимися молодых семей в более поздний период в 2016 году получили социальные выплаты в 2017 г. -36 семей, что является нарушением п. 25 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.

В связи с отсутствием отдельного журнала регистрации заявлений молодых семей  в ходе проверки не представилось возможным установить дату постановки молодых семей г. Кызыла -участников подпрограммы  «Обеспечение жильем молодых семей» на учет и соблюдение очередности включения молодых семей в список получателей субсидии в 2017 г.

Вышеуказанные нарушения привели к финансовым нарушениям ч. 3 ст. 132, ч. 3 ст. 139 Бюджетного Кодекса РФ, пп.2 п.7, п. 15,16, пп д) п.18, пп «д», «е» пункта 19  Правил  на общую сумму 2 576,75 тыс. рублей, в том числе в связи с неверным определением уровня обеспеченностью жильем молодых семей и при отсутствии документов семьи Базыр О.А. осуществлена необоснованная выплата 9-ти семьям на общую сумму 2 450,75 тыс. рублей, недоплата 1-й семье на общую сумму 126,0 тыс. рублей (2-м молодым семьям Чеди-Хольского кожууна произведены  переплаты  (Бакаа Ш.А., Лайзап И.В.) на общую  сумму 151,9  тыс. рублей и недоплата на сумму  126,0 тыс. рублей семье Сереп Б.А.; 4-м семьям молодым семьям г. Кызыла произведены  переплаты  на общую сумму 957,65 тыс. рублей (Куулар А.Х., Ховалыг А.Н., Ензак А.А., Салчак А.А.), а также связи с не предоставлением документов семье Базыр О.А. необоснованная выплата — 630,0 тыс. рублей); 2-м  семьям Чеди-Хольского кожууна  переплаты на общую сумму 711,2 тыс. рублей (Шивит-оол А.А., Догус-оол Д.В.).

В ходе проверки установлены факты неверного определения уровня  обеспеченностью жильем молодых семей, без учета находящегося у семьи в собственности жилья, данную площадь  жилья следовало вычесть (учесть) при расчете социальной выплаты в нарушение п.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Расчет размера социальной выплаты напрямую зависит от уровня обеспеченности.

Выводы по нарушениям, установленным настоящей проверкой подтверждаются Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июня 2018 года (г. Кызыл Дело № А69-799/2018).

Проверкой своевременности освоения средств в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва» установлено, что поступившие от Минфина РТ субсидии в июне 2017 г. перечислены получателям от 98 до 183 календарных дня, или Минкультуры РТ в нарушение ст. 158 Бюджетного кодекса РФ не на должном уровне выполнялись функции главного распорядителя бюджетных средств.

В нарушение п. 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственной программы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014г. № 259   Минкультуры РТ не числится соисполнителем Программы, или в нарушение пп.3,4,7 п.7 Положения о Минстрое РТ, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2016г. № 494   ответственным исполнителем Программы (подпрограммы) — Минстроем РТ не в полном объеме выполнены возложенные полномочия.

В нарушение пункта 3.11. Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат по ипотечным кредитам (займам) на приобретение жилья в Республике Тыва работникам  государственных учреждений культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 01.06.2016г. №212 (далее Порядок) Минкультуры РТ список работников на получение субсидии не направлен на утверждение Правительства РТ.

Проверкой обоснованности выплат работникам культуры установлено, Минкультуры РТ произведены выплаты с нарушением требований Порядка на основании протокола решения комиссии при Правительстве РТ от 20.09.2017 г. №03-01-212/17-ШХ, уполномоченной принимать решения о предоставлении субсидий  следующим работникам ГБНОУ «РООМХШИ» им. Р.Д. Кенденбиля:  Ондар А.В. — преподаватель общего фортепиано, Сендажы О.С. – преподаватель по классу баяна, должности данных получателей субсидии в 2017 г. не соответствуют квалификационным группам должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии».

В нарушение п. 1.2 Порядка заведующей музыкальной школы – искусств, исполняющей обязанности  с совмещением педагогических часов ГБОУ СПО «Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола» Минкультуры РТ Мишиной Е.Л. предоставлены субсидии на основании протокола решения комиссии при Правительстве РТ от 20.09.2017 г. №03-01-212/17-ШХ., тогда как Порядком предоставление выплаты для данной должности не предусмотрено.

Таким образом, анализом исполнения Программы установлено ее низкое исполнение, тогда как согласно информации Минэкономики РТ по итогам оценки эффективности государственных программ республики за 2017 г., проведенной во исполнение решения Правительства Республики Тыва (протокол от 19.06.2018г. №12)  Программа признана средне эффективной.

Отчет по результатам  контрольного мероприятия утвержден  Решением Коллегии Счетной палаты Республики Тыва от 24.12.2018 г. №30.

Счетной палатой в целях устранения выявленных нарушений Минстрою РТ и Минкультуры РТ   направлены представления.