Выступление заместителя председателя Шыырап В.Б. на республиканской научно-практической конференции «Финансовая грамотность населения как фактор социально-экономического развития общества», посвященной Дню финансистов России

МЕСТО И РОЛЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Уважаемый президиум, участники научно-практической конференции!

6 мая 2001 года Референдумом Республики Тыва была принята Конституция Республики Тыва, где в статье 91 предусмотрено, что Республика Тыва вправе образовать постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счетную палату Республики Тыва, порядок формирования и деятельность которой определяется законом Республики Тыва. Первый Закон Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» был принят 7 декабря 2001 года.

Однако сам контрольный орган  республики образовался не сразу после принятия закона. Лишь спустя два года 15 января 2003 года Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва был назначен Председатель Счетной палаты Республики Тыва. В феврале 2003 года в налоговых органах Счетная палата Республики Тыва была зарегистрирована как юридическое лицо.

Формирование Счетной палаты Республики Тыва продолжалось более года. По результатам конкурсного отбора в августе 2003 года был сформирован инспекторский состав аппарата Счетной палаты.

В настоящее время структура палаты включает три аудиторских направления (заместитель председателя, 2 аудитора), инспекцию и управление по обеспечению деятельности. Штатная численность Счетной палаты Республики Тыва составляет 25 единиц. Средний возраст сотрудников Счетной палаты — 36 лет. Все сотрудники Счетной палаты имеют высшее образование, 6 человек – два высших образования.

В процессе осуществления своей деятельности совершенствовалась правовая база Счетной палаты. Принят новый ныне действующий Закон Республики Тыва от 27 июня 2011 г.  «О Счетной палате Республики Тыва» № 783 ВХ-1.

С момента создания Счетная палата Республики Тыва вступила в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации, с 2014 года является членом Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации.

В 2014 году между Счетной палатой Республики Тыва и Счетной палатой Российской Федерации обновлено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Заключены Соглашение о сотрудничестве и обмену опытом с Управлением Аудита Увс аймака Монголии, Контрольно-счетной палатой Челябинской области.

Также действуют 31 межведомственное соглашение, заключенные Счетной палатой, из них: с Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты Российской Федерации; Западно-Сибирской транспортной прокуратурой; Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва; Прокуратурой Республики Тыва; Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва; Министерством внутренних дел Республики Тыва; Управлением федеральной налоговой службы по Республике Тыва; Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва; контрольно-счетными органами муниципальных образований – 19.

В целях обеспечения взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, совершенствования их деятельности по выявлению фактов коррупции и иной противоправной деятельности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Счетная палата Республики Тыва входит в постоянно действующую межведомственную рабочую группу по вопросам противодействия коррупции.

Счетная палата при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Республики Тыва, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля. На сегодняшний день утверждены 9 стандартов финансового контроля (СФК) и 2 стандарта организации деятельности Счетной палаты Республики Тыва (СОД).

В 2012 году впервые в республике по инициативе Счетной палаты Республики Тыва создан Совет контрольно-счетных органов Республики Тыва, председателем Совета КСО РТ избран председатель Счетной палаты Республики Тыва. Руководителями аудиторских направлений Счетной палаты ведется кураторство над контрольно-счетными органами муниципальных районов Республики Тыва.

Осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой проводится основании плана  работы на очередной календарный год с учетом поручений Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, запросов Главы — Председателя Правительства Республика Тыва, Решений Коллегии Счетной палаты Республики Тыва.

Из года в год отмечается рост по всем основным показателям работы Счетной палаты. За период с 2003- 2015 годы Счетной палатой проведено 731 мероприятие, в том числе контрольных мероприятий – 439, экспертно-аналитических мероприятий – 292. Охвачено более 1200 объектов проверок, в том числе органы  исполнительной власти, государственные органы, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления, государственные учреждения и унитарные предприятия,  иные организации, которым были предоставлены  субсидии, кредиты, гарантии за счет средств республиканского бюджета. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 1007 актов и справок. Объем проверенных средств составил 91 млрд.116,7 млн. рублей.

Всего выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 6 млрд. 172,5  млн. рублей, из них нецелевое использование бюджетных средств составило 307,8 млн. рублей, неэффективное расходование – 953,7 млн. рублей, неправомерные расходы – 2 млрд. 486,6 млн. рублей.

Результаты проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий показывают не соблюдение требований действующего бюджетного законодательства и подзаконных актов, недостатки в осуществляемой деятельности учреждений и организаций.

Как показывает практика, основной удельный вес (41%) в структуре выявленных нарушений занимают нарушения по нефинансовым активам: недостачи материальных ценностей; недостатки в управлении государственным имуществом.

Второе место в структуре нарушений (28 %) занимают нарушения бюджетного законодательства, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Третье место в структуре нарушений (22 %) приходится на нарушения законодательства о размещении заказа, о государственных закупках в рамках Федеральных Законов от 21.07. 2005 № 94-ФЗ, от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Особое место занимают нарушения в сфере строительства и капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, завышения объемов и стоимости выполненных строительных работ.

Одним из типичных нарушений являются нарушения при расходовании фонда заработной платы (переплаты, недоплаты, неположенные выплаты).

По результатам контрольной деятельности руководителям проверяемых объектов направлено 552 представления и 10 предписаний.

Счетная палата постоянно информирует вышестоящие министерства и ведомства о результатах проведенных проверок в подведомственных им учреждениях. Всего направлено 850 информационных писем.

В целях пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием средств республиканского бюджета Счетной палатой направлено в правоохранительные органы материалы 160 контрольных мероприятий, из них возбуждены и завершены 49 уголовных дел.

Кроме контрольной деятельности палата проводит экспертно-аналитическую деятельность. Например, только в 2014 году Счетной палатой проведено 45 экспертно–аналитических мероприятий. Проведена  экспертиза проектов законов Республики Тыва и  нормативных правовых актов органов государственной власти в части, касающейся расходных обязательств Республики Тыва, а также государственных программ Республики Тыва. Составлены 16 заключений на проекты законов, 10 заключений на проекты государственных программ, 5 заключений по результатам внешних проверок годового отчета об исполнении бюджета, 6 заключений о ходе исполнения республиканского бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Составлено 8 тематических аналитических записок.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий размещаются  на официальном сайте Счетной палаты sprt17.tuva.ru.

 Перспективы совершенствования внешнего финансового контроля в Республике Тыва

В современных условиях расходование государственных средств должно быть максимально эффективным и экономным. Законом Республики Тыва от 01.07.2014 N 2660 ВХ-1 «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» в полномочия Счетной палаты включены проведение аудита эффективности и аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля).

С целью повышения эффективности системы внешнего финансового контроля, дальнейшего совершенствования и  обеспечения взаимодействия контрольно-счетные органы Республики Тыва объединены в Совет КСО Республики Тыва. Несмотря на общие проводимые работы в Республике Тыва еще не разработана Концепция развития контрольно-счетных органов по вопросам совершенствования системы внешнего финансового контроля на территории Республики Тыва.

На сегодняшний день в условиях перехода к программно-целевому бюджету, когда 72 % расходов республиканского бюджета сформированы по государственным программам, наиболее актуальным  становится применение программных средств автоматизации.

В настоящее время для внедрения программного комплекса ГИАС КСО необходимо обеспечить техническими условиями контрольно-счетные органы муниципальных образований республики. Для этих целей по расчетам Счетной палаты Республики Тыва требуется 1,5 млн. рублей.

На сегодняшний день ключевыми направлениями деятельности Счетной палаты являются:

  • осуществление контроля за эффективностью и законностью расходования средств республиканского бюджета Республики Тыва на уровне информационной открытости, функциональной независимости и безусловной объективности;
  • повышение качества проведения финансово-экономической экспертизы проектов законов Республики Тыва и нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Тыва в части, касающейся расходных обязательств Республики Тыва, а также государственных программ Республики Тыва;
  • разработка системы стандартов государственного аудита (контроля) на основе изучения и обобщения опыта применения стандартов внешнего государственного финансового контроля;
  • укрепление взаимодействия и сотрудничества контрольно-счетных органов Республики Тыва, направленных на повышение эффективности государственного внешнего финансового контроля в Республике Тыва, оказание им методической помощи;
  • постоянное взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ в области развития и совершенствования государственного аудита (контроля);
  • совершенствование планирования контрольной деятельности Счетной палаты (обеспечение достаточности, сбалансированности, равномерности, комплексности контрольных мероприятий);
  • развитие сотрудничества и повышение согласованности деятельности Счетной палаты с работой контрольных и правоохранительных органов на территории Республики Тыва;
  • реализация мер, направленных на обеспечение соответствия уровня профессиональной компетенции сотрудников Счетной палаты новым вызовам и задачам.

В целях совершенствования внешнего финансового контроля на среднесрочную перспективу Счетная палата Республики Тыва предлагает:

  1. Для определения оценки результативности, экономичности расходов республиканского бюджета необходимо активное массовое применение аудита эффективности бюджетных расходов. При проведении аудита эффективности проводится комплексный анализ причин неэффективного использования государственных средств на основе рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса, действующего законодательства и всей экономической политики государства.
  2. Совместно с Министерством финансов Республики Тыва, Министерством экономики Республики Тыва предусмотреть возможность разработки методических рекомендаций по аудиту эффективности, стратегическому аудиту при реализации наиболее значимых инвестиционных и социальных проектов и программ, реализуемых на территории республики, в том числе мер антикризисного государственного реагирования.
  3. Разработать Концепцию развития внешнего государственного финансового контроля в Республике Тыва на среднесрочную перспективу, направленную на совершенствование системы внешнего государственного финансового контроля, на координацию действий контрольно-счетных органов республики.
  4. В целях укрепления финансовой дисциплины и обеспечения исполнения бюджетного законодательства необходимо надлежащее информационное взаимодействие, всестороннее развитие сотрудничества между органами финансового контроля.
  5. Необходимо внедрение современных программных средств автоматизации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов Республики Тыва. Для чего обеспечить техническими условиями контрольно-счетные органы муниципальных образований республики для применения государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов.